Начнем разговор об автомобильных покрышках с попытки разобраться в их маркировке. Для примера возьмем мою резину
KAMA 205/75R15 97T
Первые цифры (205) - ширина профиля шины. Ширина профиля шины представляет собой выраженное в миллиметрах линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины без учета возвышений из-за наличия маркировки, отделки или защитных поясов или ободов; вторые цифры (75) - отношение высоты профиля к его ширине, выраженное в процентах.
Высота профиля представляет собой половину разности общего диаметра и номинального диаметра обода. В процессе развития конструкций шин их форма изменялась от почти круговой до более широких типов с более плоской поверхностью. При этом отношение высоты профиля к его ширине изменялось от 100% до 75%, 65%, 60%, 55%, 50% и до еще меньших значений.
Это отношение (Н/В, где Н - высота, В - ширина) принято называть серией шины. Серия - исключительно важный параметр, от него во многом зависят ездовые качества шин. Некоторые фирмы (в основном, американские) ставят перед обозначением размера буквы Р (Passenger), подчеркивая тем самым, что данная шина предназначена для легковых автомобилей (например Р195/60R14), LT (Light Truck) - шина для легкого грузовика.
Буква R означает радиальную "RADIAL" конструкцию шины, а следующие за ней цифры (15) - монтажный диаметр обода, выраженный в дюймах (дюйм = 2,54 см, т.е. в нашем случае 38 см, а общая высота колеса получается 69 см).
Далее идет индекс грузоподъемности (коэффициент нагрузки ) (в нашем случае это 97), который обозначает предельную весовую нагрузку, которую способна выдержать шина. Проставленное на шине двузначное число математически никак не привязано к конкретным килограммам - это просто условный индекс. В приведенной ниже таблице показывается соотношение между: (первая цифра) - коэффициентом нагрузки (КН) и (вторая цифра) фактическими значениями нагрузки в кг.
50 - 190 | 60 - 250 | 70 - 335 | 80 - 450 | 90 - 600 | 100 - 800 | 110 - 1060 | 120 - 1400
51 - 195 | 61 - 257 | 71 - 345 | 81 - 462 | 91 - 615 | 101 - 825 | 111 - 1090 | 121 - 1450
52 - 200 | 62 - 265 | 72 - 355 | 82 - 475 | 92 - 630 | 102 - 850 | 112 - 1120 | 122 - 1500
53 - 206 | 63 - 272 | 73 - 365 | 83 - 487 | 93 - 650 | 103 - 875 | 113 - 1150 | 123 - 1550
54 - 212 | 64 - 280 | 74 - 375 | 84 - 500 | 94 - 670 | 104 - 900 | 114 - 1180 | 124 - 1600
55 - 218 | 65 - 290 | 75 - 387 | 85 - 515 | 95 - 690 | 105 - 925 | 115 - 1215 | 125 - 1650
56 - 224 | 66 - 300 | 76 - 400 | 86 - 530 | 96 - 710 | 106 - 950 | 116 - 1250 | 126 - 1700
57 - 230 | 67 - 307 | 77 - 412 | 87 - 545 | 97 - 730 | 107 - 975 | 117 - 1285 | 127 - 1750
58 - 236 | 68 - 315 | 78 - 425 | 88 - 560 | 98 - 750 | 108 -1000| 118 - 1320 | 128 - 1800
59 - 243 | 69 - 325 | 79 - 437 | 89 - 580 | 99 - 775 | 109 -1030| 119 - 1360 | 129 - 1850
В нашем случае получается 730 кг на колесо, или 2920 кг на автомобиль в целом. При снаряженной массе 1450 и максимальной нагрузке 550 кг получается запас по прочности 31,5%.
Последня буква (Т) обозначает категорию скорости, т.е. показывает максимальную расчетную скорость шины. В приводимой ниже таблице указывается эквивалентная максимальная скорость в км/ч. В старом обозначении шин условное обозначение скорости помещалось внутри обозначения размера на боковине (например 155SR13)
индекс | км/ч
J - 100
K - 110
L - 120
M - 130
N - 140
P - 150
Q - 160
R - 170
S - 180
T - 190
U - 200
V - 240
W - 270
Y - 300
Встречаются обозначения VR > 210 и ZR > 240 км/ч
Шины маркированные "V" совместно с индексом грузоподъемности, например 91V, предназначены для скоростей превышающих 210 км/ч до 240 км/ч. (Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 210 км/ч.Нагрузка должна быть уменьшена на 3% для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 240 км/ч). Шины маркированные "W" совместно с индексом грузоподъемности, например 100W предназначены для скоростей превышающих 240 км/ч до 270 км/ч. (Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 240 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 5% для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 270 км/ч.) Шины маркированные индексом скорости "W", могут иметь дополнительную маркировку "ZR". Шины маркированные "Y" совместно с индексом грузоподъемности, например 95Y предназначены для скоростей превышающих 270 км/ч до 300 км/ч. (Данный индекс грузоподъемности указан для скорости 270 км/ч. Нагрузка должна быть уменьшена на 5% для каждого увеличения скорости на 10 км/ч до 300 км/ч). Скоростная категория, присваимаемая шине по результатам специальных стендовых испытаний, подразумевает МАКСИМАЛЬНУЮ скорость, выдерживаемую шиной. То есть ту скорость, при малейшем превышении которой никто не может гарантировать, что шина не начнет разваливаться. А для эксплуатации устанавливается "щадящий" режим - Ваш автомобиль должен бегать со скоростью на 10-15% меньшей, нежели та, которую "допускают" шины.
Т.е. в нашем случае (T) "потолок" - 170 км/ч.
Дополнительные сведения:
Сведения о конструкции шины, требуемые министерством транспорта США. Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. В нашем случае TREAD PLIES: 2 NYLON CORD+2 STEEL CORD+2 NYLON CORD означают, что брекер шины состоит из 2 слоев нейлонового корда + 2 слоев металлокорда + 2 слоев нейлонового корда, надпись SIDEWALL означает из скольких слоев состоит каркас (в частности, боковины), может встречаться также POLYESTER CORD - полиэстерный и RAYON - вискозный корд.
TWI - Tread wear indicator (индикатор износа протектора) - знак на боковине шины - показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка в канавках протектора. Знак наносят по боковине у самого края протектора равномерно в шести местах по окружности с каждой стороны шины. Метка может представлять собой либо упомянутую выше аббревиатуру - TWI, либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.
Однако знак TWI - это лишь указатель места нахождения самого индикатора износа. Сам индикатор износа протектора надо искать на дне ближайшей к метке канавки протектора (если есть стрелка, она именно эту канавку и указывает). Там, присмотревшись, можно обнаружить резиновый выступ, его высота 1,6 мм от дна канавки - это и есть TWI. Он показывает предельно допустимую степень "облысения" шины. Когда протектор сотрется до этого выступа - резину нужно менять в обязательном порядке. Когда остаточная высота рисунка протектора шины приближается к установленному минимальному значению, величина тормозного пути автомобиля при движении по мокрой дороге возрастает. Пленка воды между шиной и дорогой может вызвать потерю контакта с поверхностью дороги даже на сравнительно небольших скоростях и создавать ситуацию с потерей управления, известную как аквапланирование. С учетом этого становится важным рекомендовать своевременно осуществлять замену шин, причем лучше всего делать это до достижения отметки остаточной высоты рисунка протектора. Во всех странах, относящихся к Европейскому сообществу (ЕЭС) и в Российской Федерации требуется, чтобы остаточная высота рисунка протектора шин для легковых автомобилей была равна не менее 1,6 мм.
Дата изготовления шины показана 3-мя цифрами в овале на одной из сторон, причем первые две обозначают неделю изготовления, а третья - год изготовления (в нашем случае 245) - 24-я неделя 2005 года. С 2000 года на некоторое время вводилось 4-х значное число, чтобы отличать от шин, выпущенных в 90-е годы. Предельный срок эксплуатации шины составляет 10 лет.
Слово TUBELESS (бескамерная) - указывает на то, что шину надлежит использовать без камеры. Бескамерная шина отличается от камерной тем, что не требует надувной камеры. Роль герметика, удерживающего воздух в шине, выполняет специальный тонкий слой резины, нанесенный изнутри на каркас. Надлежащее прилегание шины к полкам обода достигается за счет плотного натяга, а также благодаря особым конструктивным элементам колесного диска (хампам). Накачивают бескамерную шину через специальный обрезиненный вентиль, снабженный уплотняющей "пяткой", который герметично вставляется в отверстие обода. TUBE TYPE - обозначение для камерных шин или ТТ (на немецком MIT SCHLAUCH)
PR (Ply rating) - прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности (краткое описание конструкции каркаса). Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись Reinforced (усиленная) шина повышенной грузоподъемности. Шины с маркировкой 6PR и 8PR (повышенной слойности) наиболее пригодны для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому часто после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C) на них ставится буква "С" (commercial).
Отметка, требующаяся согласно нормативным документам США об информировании потребителей (уровень качества); TREAD WEAR INDEX (TWI) - индекс износостойкости (в нашем случае 240), TRACTION INDEX - индекс сцепных качеств (А); TEMPERATURE INDEX - температурный индекс (А)
Максимально допустимое давление воздуха в шине, указывается в килопаскалях и фунтах на квадратный дюйм (пример 3.0 kps (44psi), 1 psi = 0,0069 МПа для шины в "холодном" состоянии).
Условное обозначение "DOT" (министерство транспорта) указывает на соответствие требованиям нормативных документов США, касающихся шин.
Буквы "M+S"(Mud+Snow = грязь+снег) указывают на то, что шина рассчитана на эксплуатацию в зимних условиях или может использоваться при наличии грязи и снега. WINTER (зима) - зимние шины, AQUATRED или AQUA CONTACT - дождевые шины, AS (All Seasons = все сезоны) или AW (Any Weather = любая погода) - всесезонные шины, пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком, покрытии. Кстати, в последнее время многие фирмы вместо этих надписей рисуют на боковинах шин рельефные пиктограммы - солнце, снежинку, дождик - иллюстрирующие все сезоны.
Ну вот, пожалуй, и все.