Автор Тема: Нобелевская премия по литературе  (Прочитано 3591 раз)

Сушкова

  • Мл.лейтенант
  • *
  • Сообщений: 2311
  • Благодарностей: 53
Нобелевская премия по литературе
« : 07 января 2009, 14:41:28 »
Кому любопытно - лауреаты нобелевки по литературе. И указано, за какой именно вклад в литературу была отдана премия. Список обширен, но любопытен (из Википедии). А вы читали что-нибудь написанное лауреатами нобелевки? И как впечатления?

Требования к выдвигающим кандидатов
Согласно уставу Нобелевского фонда, выдвигать кандидатов могут следующие лица:
1.   члены Шведской академии, других академий, институтов и обществ с аналогичными задачами и целями
2.   профессора истории литературы и языкознания университетов
3.   лауреаты Нобелевских премий в области литературы
4.   председатели авторских союзов, представляющих литературное творчество в соответствующих странах

 Список лауреатов

 1900-е

1901
 Сюлли-Прюдом
«За выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта».

1902
 Теодор Моммзен
«За монументальный труд „Римская история“».

1903
 Бьёрнстьерне Бьёрнсон
«За благородную высокую поэзию, которая отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа, а также за эпический и драматический талант».

1904
 Фредерик Мистраль
«За свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа».
    Хосе Эчегерай-и-Эйсагирре
«За многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы».

1905
 Генрик Сенкевич
«За выдающиеся заслуги в области эпоса».

1906
 Джозуэ Кардуччи
«За творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров».

1907
 Джозеф Редьярд Киплинг
«За наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».

1908
 Рудольф Кристоф Эйкен
«За серьёзные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию».

1909
 Сельма Отилиана Ловиза Лагерлёф
«Как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».

1910
 Пауль Йохан Людвиг фон Хейзе
«За художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл».

1910-е

1911
 Морис Метерлинк
«За драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».

1912
 Герхарт Иоханн Роберт Гауптман
«В знак признания плодотворной, разнообразной и выдающейся деятельности в области драматического искусства».

1913
 Рабиндранат Тагор
«За глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление».

1914
Премия не присуждалась.   Денежные средства включены в спецфонд секции.

1915
 Ромен Роллан (присуждена в 1916 г.)   «За высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».

1916
 Карл Густав Вернер фон Хейденстам
«Как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе».

1917
 Карл Адольф Гьеллеруп
«За многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы».
    Хенрик Понтоппидан
«За правдивое описание современной жизни Дании».

1918
Премия не присуждалась.   Денежные средства включены в спецфонд секции.

1919
 Карл Шпиттелер (присуждена в 1920 г.)   «За несравненный эпос „Олимпийская весна“».

1920
 Кнут Гамсун
«За монументальное произведение „Соки земли“ о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям».

 1920-е

1921
 Анатоль Франс
«За блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом».

1922
 Хасинто Бенавенте-и-Мартинес
«За блестящее мастерство, с которым он продолжил славные традиции испанской драмы».

1923
 Уильям Батлер Йейтс
«За вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух».

1924
 Владислав Станислав Реймонт
«За выдающийся национальный эпос — роман „Мужики“».

1925
 Джордж Бернард Шоу (присуждена в 1926 г.)   «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».

1926
 Грация Деледда (присуждена в 1927 г.)   «Премии за поэтические сочинения, в которых с пластической ясностью описывается жизнь её родного острова, а также за глубину подхода к человеческим проблемам в целом».

1927
 Анри Бергсон (присуждена в 1928 г.)   «В знак признания его ярких и жизнеутверждающих идей, а также за то исключительное мастерство, с которым эти идеи были воплощены».

1928
 Сигрид Унсет
«За запоминающееся описание скандинавского средневековья».

1929
 Томас Манн
«За великий роман „Будденброки“, который стал классикой современной литературы».

1930
 Синклер Льюис
«За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры».

 1930-е

1931
 Эрик Аксель Карлфельдт
«За его поэзию (посмертно)».

1932
 Джон Голсуорси
«За высокое искусство повествования, вершиной которого является „Сага о Форсайтах“».

1933
Иван Алексеевич Бунин В официальном списке значится "без гражданства"   «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

1934
 Луиджи Пиранделло
«За творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства».

1935
Премия не присуждалась.   Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).

1936
 Юджин О’Нил
«За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии».

1937
 Роже Мартен дю Гар
«За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни».

1938
 Перл Бак
«За многогранное, поистине эпическое описание жизни китайских крестьян и за биографические шедевры».

1939
 Франс Эмиль Силланпяя
«За глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой».

1940
Премия не присуждалась.   Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).

 1940-е

1941
Премия не присуждалась.   Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).
1942
Премия не присуждалась.   Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).
1943
Премия не присуждалась.   Денежные средства включены в спецфонд секции (2/3) и Нобелевский фонд (1/3).

1944
 Йоханнес Вильхельм Йенсен (присуждена в 1945 г.)   «За редкую силу и богатство поэтического воображения в сочетании с интеллектуальной любознательностью и самобытностью творческого стиля».

1945
 Габриэла Мистраль
«За поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки».

1946
  Герман Гессе
«За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

1947
 Андре Жид
«За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью».

1948
 Томас Стернз Элиот
«За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию».

1949
 Уильям Фолкнер (присуждена в 1950 г.)   «За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа».

1950
 Бертран Артур Уильям Рассел
«Как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе».

 1950-е

1951
 Пер Лагерквист
«За художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством».

1952
 Франсуа Мориак
«За глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни».

1953
 Уинстон Леонард Спенсер Черчилль
«За высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности».

1954
 Эрнест Миллер Хемингуэй
«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в „Старике и море“».

1955
 Халлдор Кильян Лакснесс
«За яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии».

1956
  Хуан Рамон Хименес
«За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии».

1957
 Альбер Камю
«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

1958
 Борис Леонидович Пастернак (отказался от премии, диплом и медаль были вручены сыну в 1989 г.)   «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

1959
 Сальваторе Квазимодо
«За лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени».

1960
 Сен-Жон Перс
«За возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени».

 1960-е

1961
 Иво Андрич
«За силу эпического дарования, позволившую во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны».

1962
 Джон Стейнбек
«За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением».

1963
 Йоргос Сеферис
«За выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов».

1964
 Жан-Поль Сартр (отказался от премии)   «За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».

1965
 Михаил Александрович Шолохов
«За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

1966
 Шмуэль Йосеф Агнон
«За глубоко оригинальное искусство повествования, навеянное еврейскими народными мотивами».
     Нелли Закс
«За выдающиеся лирические и драматические произведения, исследующие судьбу еврейского народа».

1967
 Мигель Анхель Астуриас
«За яркое творческое достижение, в основе которого лежит интерес к обычаям и традициям индейцев Латинской Америки».

1968
 Ясунари Кавабата
«За писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания».

1969
 Сэмюэль Беккет
«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом».

1970
 Александр Исаевич Солженицын
«За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».

 1970-е

1971
 Пабло Неруда
«За поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента».

1972
 Генрих Бёлль
«За творчество, в котором сочетается широкий охват действительности с высоким искусством создания характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературы».

1973
 Патрик Уайт
«За эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк».

1974
 Эйвинд Юнсон
«За повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе».
    Харри Мартинсон
«За творчество, в котором есть всё — от капли росы до космоса».

1975
 Эудженио Монтале
«За достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий».

1976
 Сол Беллоу
«За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве».

1977
 Висенте Алейксандре
«За выдающееся поэтическое творчество, которое отражает положение человека в космосе и современном обществе и в то же время представляет собой величественное свидетельство возрождения традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами».

1978
 Исаак Башевис-Зингер
«За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы».

1979
 Одисеас Элитис
«За поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость».

1980
 Чеслав Милош
«Который с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами».

 1980-е

1981
 Элиас Канетти
«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

1982
 Габриэль Гарсиа Маркес
«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

1983
 Уильям Голдинг
«За романы, в которых обращается к сущности человеческой природы и проблеме зла, все они объединены идеей борьбы за выживание».

1984
 Ярослав Сейферт
«За поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека».

1985
 Клод Симон
«За сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал».

1986
 Воле Шойинка
«За создание театра огромной культурной перспективы и поэзии».

1987
   Иосиф Александрович Бродский
«За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

1988
 Нагиб Махфуз
«За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества».

1989
 Камило Хосе Села
«За выразительную и мощную прозу, которая сочувственно и трогательно описывает человеческие слабости».

1990
 Октавио Пас
«За пристрастные всеобъемлющие произведения, отмеченные чувственным интеллектом и гуманистической целостностью».

 1990-е

1991
 Надин Гордимер
«Которая своим великолепным эпосом принесла огромную пользу человечеству».

1992
 Дерек Уолкотт
«за яркое поэтическое творчество, исполненное историзма и являющееся результатом преданности культуре во всем её многообразии».

1993
 Тони Моррисон
«Которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».

1994
 Кэндзабуро Оэ
«За то, что он с поэтической силой сотворил воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь, представляют тревожную картину сегодняшних человеческих невзгод».

1995
 Шеймас Хини
«За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое».

1996
 Вислава Шимборска
«За поэзию, которая с предельной точностью описывает исторические и биологические явления в контексте человеческой реальности».

1997
 Дарио Фо
«За то, что он, наследуя средневековых шутов, порицает власть и авторитет и защищает достоинство угнетенных».

1998
 Жозе Сарамагу
«За работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность».

1999
 Гюнтер Грасс
«За то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории».

2000
  Гао Синцянь
«Произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире».

2000-е

2001
  Видиадхар Сурайпрасад Найпол
«За непреклонную честность, что заставляет нас задуматься над фактами, которые обсуждать обычно не принято».

2002
 Имре Кертес
«В своем творчестве Кертес дает ответ на вопрос о том, как индивидуум может продолжать жить и мыслить в эпоху, когда общество все активнее подчиняет себе личность».

2003
 Джон Максвелл Кутзее
«Романам Кутзее присущи хорошо продуманная композиция, богатые диалоги и аналитическое мастерство. В то же самое время он подвергает всё сомнению, подвергает беспощадной критике жестокий рационализм и искусственную мораль западной цивилизации. Он интеллектуально честен и занимается проблемами различения правильного и неправильного, мук выбора, действия и бездействия».

2004
 Эльфрида Елинек
«За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы».

2005
 Гарольд Пинтер
«В своих пьесах приоткрывает пропасть, лежащую под суетой повседневности, и вторгается в застенки угнетения».

2006
 Орхан Памук
«В поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур».

2007
 Дорис Лессинг
«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин».

2008
 Жан-Мари Гюстав Леклезио
«За то, что Леклезио пишет "о новых направлениях, поэтических приключениях, чувственных восторгах", он – "исследователь человечества вне пределов правящей цивилизации"».


Рекорды
•   Больше всего лет к моменту получения Нобелевской премии по литературе было Дорис Лессинг — 87. Она же является самым пожилым из ныне живущих лауреатов.
•   Самым молодым лауреатом Нобелевской премии по литературе является Редьярд Киплинг, который получил премию в 42 года в 1907 году.
•   Самую длинную жизнь прожил лауреат 1950 года Бертран Рассел, который скончался 2 февраля 1970 года в возрасте 97 лет.
•   Самая короткая жизнь среди лауреатов Нобелевской премии по литературе досталась Альберу Камю, который погиб в автокатастрофе в возрасте 46 лет.

Сушкова

  • Мл.лейтенант
  • *
  • Сообщений: 2311
  • Благодарностей: 53
Re: Нобелевская премия по литературе
« Ответ #1 : 22 января 2009, 09:25:13 »
Нобелевский комитет рассекречивает данные о лауреатах по прошествии пятидесяти лет после вручения премии. На этот раз рассекретили материалы, касающиеся романа Пастернака "Доктор Живаго". Вопрос - за собственно литературу или за политику присудили премию Пастернаку - волновал многих. Роман "ДЖ" был тайно переправлен за границу после написания в виду невозможности напечатать произведение в Советском Союзе. И за границей роман оценили. Но вот за талантливое написание или за политические взгляды была присуждена Нобелевка в 1958 году? Сомнений нет - за литературный талант Бориса Пастернака. Оказывается, кандидатуру писателя на Нобелевскую премию выдвигали в течение нескольких лет как до смерти Сталина, так и после 53-го года.

Сушкова

  • Мл.лейтенант
  • *
  • Сообщений: 2311
  • Благодарностей: 53
Re: Нобелевская премия по литературе
« Ответ #2 : 08 марта 2009, 02:12:35 »
Википедия:

Жозе́ де Со́уза Сарама́го (традиционное написание, правильнее: Сарамагу; порт. José de Sousa Saramago, р. 1922) — португальский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе (1998).

Биография
Родился 16 ноября 1922 в крестьянской семье в провинции Рибатежу в посёлке Азиньязи, в 100 км от Лиссабона. С 1924 вместе с семьёй жил в столице. По причине бедности родителей не получил даже среднего образования. Работал автомехаником. Женился в 22 года, работал в системе социального обеспечения. Свою первую книгу («Terra do Pecado») опубликовал в 1947, после этого до 1966 ничего не публиковал. В 1969 вступил в подпольную Португальскую коммунистическую партию. После Революции Красных гвоздик некоторое время (апрель—ноябрь 1975) сотрудничал в газете «Diário de Notícias». С 1976 посвятил себя исключительно литературному творчеству. В 1998-ом году Жозе Сарамаго получил Нобелевскую премию за роман «Воспоминания о монастыре». Именно по этому роману за восемь лет до этого, в 1990-ом, в знаменитом миланском театре Ла Скала была поставлена опера, под названием «Бальтазар и Блимунда».

Творчество
С некоторыми оговорками творчество Сарамаго принято относить к магическому реализму. Его фантасмагорическая проза исполнена идеей всечеловеческого равенства и глубоким гуманизмом. Стиль письма, начиная с первых вещей, оставался практически неизменным. Малофрагментированный, монолитный по структуре текст традиционно лишен деления на главы. Дополнительную плотность придает отсутствие знаков «тире» и построчной разбивки в диалогах.

«Поднявшийся с земли»
Не беря в расчет ранних творческих опытов, можно сказать, что литературный талант проснулся у Сарамаго поздно. Первое значительное произведение — семейная сага «Поднявший с земли» — увидело свет в 1980 г, когда автору было 58 лет. Книгу можно считать итогом семилетней политической деятельности писателя: ее тема — гражданское становление португальского крестьянства в эпоху растянувшейся на несколько поколений правой диктатуры. Идеология романа находится под очевидным марксистским влиянием: осознав себя угнетаемым классом, крестьяне начинают политическую борьбу с латифундистами. Результатом становится революция 1975 года, о которой Сарамаго упоминает лишь вскользь, вероятно, потому, что итоги ее оказались сомнительны для левого движения. Социальная составляющая (описание нищеты деревенского быта, бесправного положения крестьянства) переплетается в книге с фольклорными мотивами, элементами притчи и даже сказки. Для отечественного читателя «Поднявшийся с земли» открыл знакомство с прозой будущего нобелевского лауреата: роман был выпущен в СССР в 1982 году, спустя два года после публикации на родине автора.

 «Воспоминание о монастыре»
Всего в СССР было опубликовано два романа Жозе Сарамаго. Второй из них — «Воспоминание о монастыре» — увидел свет на русском в 1985 г. Книга повествует о любви ветерана-калеки Балтазара Семь Солнц и ведуньи Блимунды Семь Лун, разворачивающейся на фоне эпического строительства монастыря в Мафре в первой половине XVIII в. Обрисовав удручающее положение простонародья в позднефеодальной Португалии с всесильным влиянием Католической церкви, Сарамаго упрочил свое положение на левом литературном фланге. Антиклериканский настрой романа вызвал ожесточенные обвинения в богохульстве со стороны Ватикана. Впрочем, кинорежиссер Федерико Феллини назвал «Воспоминания о монастыре» одной из самых интересных книг современности и даже обдумывал ее экранизацию. Но замыслу так и не суждено было осуществиться.


 «Каменный плот»
Однако, в 2001 г. на экраны вышел фильм «Трещина» («La Balsa de piedra»), снятый датским режиссером Джорджем Слейзером по мотивам другой книги Сарамаго «Каменный плот». В ней автор рассказывает удивительную историю о том, как Иберийский полуостров откололся от материка вдоль Пиренейского хребта и отправился в свободное плавание по Атлантическому океану. Тектонический сдвиг сопровождается рядом событий сказочно-мистического толка, непосредственные участники которых собираются вместе, чтобы отправиться в странствие по отколовшемуся полуострову. «Каменный плот», по форме роман-путешествие, повествует о непростых отношениях испанцев и португальцев друг с другом и остальной Европой.


 «Евангелие от Иисуса»
Особое место в творчестве Сарамаго занимает роман «Евангелие от Иисуса». Считается, что именно за него автор получил Нобелевскую премию по литературе 1998 г. В соответствии с названием, книга представляет собой альтернативное изложение евангельских событий. Противопоставляя Иисуса ветхозаветному Яхве, вкладывая в его уста земную, человеческую правду, Сарамаго разрушает первоначальный догмат о Троице. Иисус же, в свою очередь, становится фактически революционным персонажем, который пришел именно, чтобы нарушить «закон и пророков», но никак не исполнить. В романе проводится критика христианской догматики с точки зрения левого гуманизма и утверждение ценностей последнего. «Евангелие от Иисуса» является, в некотором роде, обобщением опыта Сарамаго как автора социально-исторической прозы и магического реалиста, и признается большинством критиков пиком его художественного таланта.


 «Перебои в смерти»
Жемчужиной позднего творчества Сарамаго стал фантастический роман-притча «Перебои в смерти». В соответствии с названием, автор рисует совершенно невозможную ситуацию, когда в некой стране (в которой, впрочем, легко узнать Португалию), перестают умирать люди. Причиной оказывается то, что Смерть, действующая в книге на правах персонажа, возмутившись неблагодарным к себе отношением, объявляет бессрочную забастовку. В первой части книги, по канонам фантастической литературы, Сарамаго описывает всевозможные бытовые, экономические и политические последствия, к которым привел сбой жизненного цикла нации. Во второй части тональность неожиданно меняется, и фантастический роман превращается в роман любовный, где действующими лицами оказываются все та же Смерть и стареющий музыкант, которого она пришла забрать, сменив, наконец, гнев на милость. Контрастное сочетание двух разнородных текстов под одной обложклой впервые находит место в творчестве автора, а глубина образов и уровень языка выводят «Перебои в смерти» в список лучших вещей Сарамаго.


Библиография
1966 «Возможные стихотворения»
1978 «Квазиобъект» (рассказы)
1979 «Ночь», «Что я буду делать с этой книгой?» (пьесы)
1980 «Восставшие из праха» («Поднявшийся с земли»)
1981 «Путешествие в Португалию»
1982 «Воспоминание о монастыре» («Балтазар и Блимунда»)
1984 «Год смерти Рикардо Рейса»
1986 «Каменный плот»
1989 «История осады Лиссабона»
1991 «Евангелие от Иисуса»
1995 «Слепота»
1997 «Все имена»
2000 «Пещера»
2002 «Двойник»
2005 «Перебои в смерти»

 Интересные факты
После визита в Израиль в 2002 г Сарамаго заявил, что политика, проводимая на палестинских территориях, «напомнила ему поведение гитлеровцев в отношении евреев в концлагере Аушвиц». После резких заявлений МИД Израиля и не менее резкой отповеди Сарамаго, его романы исчезли с прилавков книжных магазинов страны, то есть писателю фактически был объявлен негласный бойкот.



SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 72848
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Нобелевская премия по литературе
« Ответ #3 : 08 марта 2009, 12:25:07 »
Да, одни формулировки Нобелевского комитета много стоят - читаешь, как песню: "за серьёзные поиски истины, всепроницающую силу мысли" ну и т.д.  :)

Сушкова

  • Мл.лейтенант
  • *
  • Сообщений: 2311
  • Благодарностей: 53
Re: Нобелевская премия по литературе
« Ответ #4 : 08 марта 2009, 23:11:59 »
А самое удивительное - эти формулировки являются квинтэссенцией смысла творчества каждого лауреата, а не просто набором высокопарных слов :)

DAC_1

  • Ст.прапорщик
  • *
  • Сообщений: 1794
  • Благодарностей: 12
Re: Нобелевская премия по литературе
« Ответ #5 : 12 января 2013, 08:05:48 »
Само присуждение премий довольно субъективно:
Ни Л. Толстой, ни Чехов её не получали.