Автор Тема: Новый взгляд на образование  (Прочитано 76972 раз)

Nikolay

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 41866
  • Благодарностей: 493
    • http://newsterrorism.blogspot.com
    • E-mail
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #120 : 07 апреля 2011, 12:42:00 »
Будет на корпоративах проводить для чиновников министерства игру "Самый умный".  ;D
Кто тут, сука, бля@ь, агрессор? Где, @ля? Че, @ля? Докажи! (С. Шнуров)

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 72854
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #121 : 07 апреля 2011, 12:54:50 »
Новый тренд, однако. Чапман-Кущенко - главная по инновациям, Канделаки - по образованию. Даешь Ксюшу Собчак в президентши!

Крымчак

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 23643
  • Благодарностей: 123
  • http://surl.li/cxym http://surl.li/cxyp
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #122 : 11 апреля 2011, 12:26:30 »
А чё, новое образование введут девчонки, специальность у них одна.
Народ, поддерживающий агрессию становится рабом своего правительства и соучастником преступлений.

Eva

  • Сержант
  • *
  • Сообщений: 414
  • Благодарностей: 0
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #123 : 12 апреля 2011, 23:42:41 »
Действительно, лучше специалист, разбирающийся на отлично в своём деле

Крымчак

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 23643
  • Благодарностей: 123
  • http://surl.li/cxym http://surl.li/cxyp
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #124 : 13 апреля 2011, 00:03:54 »
Домостроительный институт не требует диплома. Лучший институт в мире.
Народ, поддерживающий агрессию становится рабом своего правительства и соучастником преступлений.

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 72854
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #125 : 13 апреля 2011, 10:34:07 »
Как начиналась "модернизация образования"? В декабре 1999 года Высшая школа экономики наряду с четырьмя другими лицами-учредителями создает фонд "Центр стратегических разработок", который и приступает к разработке стратегии развития России, и в первую очередь – программы реформы образования. Организацию возглавляет Герман Оскарович Греф, а вице-президентом фонда оказывается супруга г-на Кузьминова Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, будущий министр экономразвития.

Воистину, эта супружеская чета внесла неоценимый вклад в дело модернизации российского образования. "Всё это время Набиуллина умудрялась держаться в тени, – писали журналисты, – а ведь она была и остается главной "рабочей лошадкой" грефовского штаба реформ". Самого же Ярослава Кузьминова называют "крёстным отцом" модернизации, главным её идеологом и разработчиком.

Готовились реформы тихо, если не сказать – келейно. Ни "широкую общественность", ни профессиональное сообщество, ни даже Министерство образования к ней постарались не подпустить. В результате были определены первоочередные меры – проведение экспериментов по ЕГЭ, по реструктуризации малокомплектных сельских школ, по переходу на финансирование высшей школы с использованием "образовательных ваучеров" – ГИФО (государственных именных финансовых обязательств) – последний из экспериментов денег стоил немалых, но, к счастью, был признан несостоятельным.

Однако великое ли дело – сесть компанией и придумать стратегию развития страны? Куда труднее встроить в государственную машину новую программу и заставить общество ей следовать. Для этого одного "Центра стратегических разработок" было уже недостаточно.

В 2001 году по инициативе Ярослава Кузьминова создается Российский общественный совет по развитию образования (РОСРО), признанный одной из самых авторитетных дискуссионных площадок. Главные функции РОСРО – определять приоритеты развития образования и "выбивать" на них из бюджета дополнительные средства, задавая финансовым потокам нужные направления.

Так, в 2004 году г-н Кузьминов представляет на обсуждение РОСРО фундаментальный доклад о совершенствовании структуры образования в России (документ был одобрен и направлен Президенту России Владимиру Путину).

В докладе говорилось ни больше ни меньше – о необходимости реструктуризации всей системы российского образования. Три важнейших принципа образования – всеобщность, бесплатность и фундаментальность – подвергались полному пересмотру как нерентабельные.

По мнению г-на Кузьминова выходило, что страна у нас слишком образованная. Где это видано – "в нищей России учится 98,6% подростков в возрасте 16 лет, на среднее образование тратится больше, чем на высшее"! Специалистов с высшим образованием – также переизбыток… А сколько средств оседает на программах ПТУ?..

 Деньги государства, по мнению г-на Кузьминова, уходят сквозь пальцы: содержание и питание детей в детских садах, содержание воспитанников профтехучилищ, поддержание малокомплектных сельских школ… Отдельный возмутительный факт – стандарт не позволяет школам России предоставить платные образовательные услуги за пределами учебного плана. Всё это следует в корне переменить.

Куда же стоило бы направлять бюджетные средства, по мнению членов РОСРО и г-на Кузьминова? Например, на информатизацию российского образования.

Напомним, еще в 2001 году родилась федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)": Интернет – в каждую деревню… Дело благое. Однако деньги в бюджете на его реализацию предусмотрены не были. Какой там Интернет, если школы разваливаются и мела не хватает.

Ситуация вызвала взрыв возмущения в РОСРО: опять "капремонты" – кто тут против модернизации? В результате средства в размере 1748,9 млн руб, предназначенные на насущные нужды российского образования, были перераспределены на "Прочие нужды", то бишь на "развитие информационной среды".

Министерством образования РФ был объявлен открытый конкурс на поставку компьютерной техники в сельские школы (приказ от 11 января 2001 года № 89). Контроль за проведением конкурса осуществляло Министерство экономического развития и торговли, руководимое в то время Германом Грефом, 1-м замом которого, как мы помним, являлась Эльвира Набиуллина. А заключения по конкурсу давал "Институт госзакупок" Высшей школы экономики, руководимой ее супругом Ярославом Кузьминовым.

Чем закончилась эта история? В ходе Международного исследования SITES-2006 на тему "Готова ли система общего образования в России к всеобщей информатизации?" были обнаружены ошеломляющие факты: 70% из 4000 опрошенных российскими экспертами представителей 800 российских школ, расположенных в 45 регионах России, в 2006 году были все также не обеспечены компьютерами. Техника ржавела на складах либо не была заполнена необходимыми программами. Только 15% учителей смогли похвастаться: Интернет оказывает существенное влияние на учебный процесс….

До информатизации ли было учителям? Тем более, что принятый в 2001 году Закон "О реструктуризации малокомплектных школ", разработанный ГУ-ВШЭ и лоббируемый РОСРО, закрывал уже сами школы...

Но главный вопрос теперь в другом: как вообще могли появиться столь разрушительные идеи? Действительно ли все эти масштабные начинания являлись плодом измышления творческих коллективов ГУ-ВШЭ, РОСРО или, скажем, лично г-на Кузьминова?

В 2001 году в небольшой заметке с говорящим названием "Заседает штаб модернизации" реформатор Александр Адамский разъяснил читателям, как был создан РОСРО: "И только когда в 1997 году начались организованные попытки системного реформирования отрасли и в образование стали поступать серьёзные деньги, стало очевидно, что без влиятельного института продвижения политических решений относительно образования не обойтись".

Разберёмся – о каких "организованных попытках" и "серьёзных деньгах" идет речь? Дело в том, что именно в этот период в российское образование начинают вливаться потоки внешних займов со стороны Всемирного банка (МБРР).

 

9 октября 1997 года между Правительством РФ и Международным банком реконструкции и развития (МБРР, входит в группу Всемирного банка) было подписано соглашение о займе №4183-RU на финансирование "Инновационного проекта развития образования" на общую сумму 68 млн долларов (сроки реализации – 1998 – 2004 гг.). В рамках Инновационного проекта реализуются два блока программ – "Высшее образование", "Учебное книгоиздание".

19 июля 2002 года вступило в силу Соглашение о займе №4605-RU между Российской Федерацией и МБРР для финансирования проекта "Реформа системы образования" на сумму 49,85 млн долларов (сроки реализации 2002-2006 гг.).

28 февраля 2005 года вступило в силу Соглашение о займе №4726-RU между Российской Федерацией и МБРР для финансирования проекта "Информатизация системы образования" на сумму 100 млн долларов (сроки реализации 2005-2008 гг.).

 

По решению Правительства РФ создается Национальный фонд подготовки финансовых и управляющих кадров (НФПК) – "для реализации масштабных проектов в сфере образования". Как объяснял в интервью журналу "Человек и труд" (№6, 2002 г.) президент НФПК, бывший министр образования РФ Александр Тихонов, "роль НФПК сводится к тому, что он выступает как операционно-бухгалтерская дирекция по управлению полученными от МБРР средствами. Если Мировой банк прекратит выдачу займов, НФПК перестанет существовать".

Итак, бухгалтерия – есть, в роли исполнительной дирекции выступило Минобразования (кстати, ответственность за общую координацию работ по реализации проектов была возложена на Александра Михайловича Кондакова, разработчика сегодняшних стандартов).

А роль Высшей школы экономики была, можно сказать, наиболее ответственной – это роль "транслятора идей". Не зря же руководителем образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка оказывается научный руководитель Института развития образования ГУ-ВШЭ Исак Фрумин.

Именно в этот период закладываются основные понятия модернизации образования (как выясняется, вовсе не плод воображения г-на Кондакова – "компетенции" появляются уже в аналитических записках г-на Фрумина). И стратегия развития образования в нашей стране начинает удивительным образом совпадать с пожеланиями Всемирного банка – как в целом, так и в деталях.

Казалось бы, чем плохо, что такая известная финансовая организация помогает умственно отсталой стране выстраивать её образовательную политику? Дело в том, что репутация у Всемирного банка не слишком хороша. "Единственное, что остается после них [МБРР и ВМФ] – это огромный долг", – утверждают члены Инициативной группы против экономической глобализации "Прага-2000". Кредиты выдаются на вполне определенных условиях: государство-заемщик должно выполнить некие нормативы и провести некие реформы.

С характеристикой общей стратегии банка мы можем познакомиться в исследовании И.В. Жуковского "Всемирный банк в современной образовательной политике", хотя она прекрасно знакома нам из выступлений "модернизаторов". Ослабление государственного влияния, сведение образования только к его экономическому значению (школьная программа служит формированию знаний и навыков, требуемых рынком труда)... В дальнейшем – приватизация среднего и высшего образования. Цель – ослабить конкурента, каким является, например, Россия.

Общие слова, конспирология? Если бы – во множественных докладах Всемирного банка поступали вполне конкретные указания, разумеется, в виде "рекомендаций".

С одним из документов ("Россия: образование в переходный период" с грифом "Конфиденциально. Документ Всемирного банка. Только для служебного пользования") нас знакомит доктор философских наук, ректор Московского гуманитарного университета Игорь Михайлович Ильинский.

Главная задача реформы российского образования в докладе ставится так, как позже нам транслировал её г-н Кузьминов: "реструктуризировать эту, добившуюся больших достижений в прошлом, систему…, чтобы она могла удовлетворить новые потребности непланового рынка и открытого общества".

Вот некоторые из пунктов:

 "закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов";

 "закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку" (там же: 49);

 установить "минимальные стандарты гражданственности", которые сводились авторами доклада к "способности правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций… этот список может также включать способность воспринимать русское искусство и литературу, а также терпимость к другим социальным группам" (там же: 51);

 ввести "подушевое финансирование школ, исходя из уровня расходов на одного ученика" (там же: 57);

 "не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объеме ВВП, если они до этого не будут серьёзно реструктуризированы" (там же: 58);

 "передать ответственность за выбор учебных материалов из министерства самим школам" (там же: 74).

 Устранить "несправедливость и неэффективность экзаменационной системы" (там же: 41).

Посмотрим, какие из рекомендаций оказались выполненными?

Сегодня в стране идёт массовое сокращение педагогических институтов (закрыто уже около 40 (г-н Кузьминов убеждает нас в том, что действующая система подготовки кадров устарела).

Система профтехучилищ фактически разрушена, а к 2013 году они будут окончательно ликвидированы как тип учебного заведения (г-н Кузьминов называет их "изжившими себя" и "ущербными")

К "минимальным стандартам гражданственности" наша школа уже идёт ("ключевая компетенция", которой должна учить сегодня школа, по мнению г-на Кузьминова, – "умение жить в гражданском обществе").

"Несправедливая" экзаменационная система заменена на ЕГЭ – "справедливую" (несмотря на полный провал ЕГЭ, г-н Кузьминов "видит за ним будущее" и сравнивает его по масштабу с гайдаровскими реформами – разумеется, исключительно в позитивном ключе)...

Заслуживает особого внимания упомянутая в докладе Всемирного банка система подушевого финансирования – серьёзнейшее нововведение последних лет, споры о котором не стихают (г-н Кузьминов, разумеется, ярый его сторонник). Оно принципиально меняет ситуацию на образовательном рынке: учебные заведения теряют гарантированность сметного финансирования, получая теперь конкретную сумму на каждого учащегося, а посему вынуждены вступать в опасную за него "борьбу".

Как внедрялась в России эта система? Рассмотрим ещё один из директивных документов по модернизации школ – аналитическую записку Всемирного банка №29943 "Механизмы финансирования школьного образования в Российской Федерации: опыт и проблемы" (2004 г.) Документ подготовлен сотрудником ГУ-ВШЭ и Всемирного банка Исаком Фруминым вместе с другими специалистами.

Анализируя опыт внедрения системы подушевого финансирования в Самаре, Чувашии и Ярославле за период с 1997 по 2003 гг., авторы свидетельствуют о "неоднозначности" попыток введения подушевых нормативов – фактически констатируют, что эксперимент оказался несостоятельным. Выделяют и "побочный эффект": переход на новую схему финансирования неизбежно приведёт к банкротству и закрытию ряда школ.

Тем не менее авторы тут же предлагают "разработать план реализации, чтобы обеспечить гладкое внедрение системы в Российской Федерации". Это будет трудно – потребуется внести изменения в Бюджетный кодекс РФ. Однако "разработка таких национальных рекомендаций, – настаивают специалисты Всемирного банка, – должна стать неотложной задачей. Без них будет значительно труднее сдвинуть с мертвой точки систему подушевого финансирования"…

Сегодня, как это ни печально, мы можем констатировать, что все рекомендации Всемирного банка выполнялись очень последовательно. Разумеется, не сразу – для всего нужно время. Не просто разрушить мощную систему – нужно подготовить к этому общество, и роль Высшей школы экономики, как и РОСРО, в этом является определяющей.

В одном из интервью замечательный филолог Галина Андреевна Белая недоумевала:

"…от нас Всемирный банк требует (я читала подготовленный им доклад о проблемах образования в России), чтобы мы отказались от спецшкол, гимназий и лицеев, так как это, якобы, недемократично, и свернули преподавание гуманитарных и фундаментальных наук, потому что для такой нищей страны, как Россия, это непозволительная роскошь. И, представьте себе, наше Министерство образования и науки идёт на поводу у этих советчиков".

Но, может быть, "советчики" правы, руководствуются самыми благими целями и ведут нас к светлому будущему? У нас есть возможность оценить результаты...

 

Крымчак

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 23643
  • Благодарностей: 123
  • http://surl.li/cxym http://surl.li/cxyp
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #126 : 14 апреля 2011, 22:18:49 »
Цитировать
Как начиналась "модернизация образования"?
Так вот модернизируют, и никто не надеется на хороший результат, только хорошие слова и вовремя зарплата.
Народ, поддерживающий агрессию становится рабом своего правительства и соучастником преступлений.

Рррадуга

  • Сержант
  • *
  • Сообщений: 478
  • Благодарностей: 5
  • душевно беседуем :)
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #127 : 24 июля 2011, 08:13:19 »
вот у нас в министерстве образования сидят мастера флуда! А в образование не только молодёжь не пойдёт, но и старые кадры рады бы сбежать... вот, к примеру, с этим переходом на новый уровень оплаты...  у нас платили коммунальную компенсацию+губернаторские, выходило чистыми 13,4 тыс, а теперь всё поснимали (с сентября, уже и приказ есть), ввели какие-то грабительские коэффиценты, и получать я, например, буду на 1,5 тыс меньше! Браво министрам-экономистам, нашли самых богатых и сэкономили для страны! :tickedoff: :tickedoff: :tickedoff:

galka36

  • Подполковник
  • *
  • Сообщений: 5572
  • Благодарностей: 12
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #128 : 25 июля 2011, 06:24:31 »
Мне вообще кажется, что правительство учителей хочет совсем уничтожить. :(

Крымчак

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 23643
  • Благодарностей: 123
  • http://surl.li/cxym http://surl.li/cxyp
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #129 : 21 сентября 2011, 04:55:02 »
Классика жанра, учителя своими руками уничтожают образование. Да здравствует тупой учитель.
Народ, поддерживающий агрессию становится рабом своего правительства и соучастником преступлений.

Рррадуга

  • Сержант
  • *
  • Сообщений: 478
  • Благодарностей: 5
  • душевно беседуем :)
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #130 : 21 сентября 2011, 06:16:44 »
Классика жанра, учителя своими руками уничтожают образование. Да здравствует тупой учитель.
??? как это - учителя своими руками уничтожают образование? Я вот на курсах сейчас парюсь (по-другому и не скажешь), дак там такииие новые требования вводят, и программы развития-то мы должны писать, и инновации всякие разрабатывать... непонятно только, когда детьми заниматься

galka36

  • Подполковник
  • *
  • Сообщений: 5572
  • Благодарностей: 12
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #131 : 21 сентября 2011, 06:29:38 »
точно. одной писанины только сколько, а на детей то времени и не останется.

Крымчак

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 23643
  • Благодарностей: 123
  • http://surl.li/cxym http://surl.li/cxyp
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #132 : 28 сентября 2011, 22:22:38 »
Так может это и есть инновация - что детьми заниматься некогда?
Народ, поддерживающий агрессию становится рабом своего правительства и соучастником преступлений.

Рррадуга

  • Сержант
  • *
  • Сообщений: 478
  • Благодарностей: 5
  • душевно беседуем :)
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #133 : 29 сентября 2011, 00:11:45 »
А ещё странное нововведение в дошкольном образовании - раньше мы, согласно должностной инструкции,  старались воспитать ГАРМОНИЧНУЮ личность, а теперь...УСПЕШНУЮ! какое-то коммерческое понятие, честное слово...

Крымчак

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 23643
  • Благодарностей: 123
  • http://surl.li/cxym http://surl.li/cxyp
Re: Новый взгляд на образование
« Ответ #134 : 29 сентября 2011, 00:22:32 »
Конечно, успешный далеко не гармоничный. Понимается, что успешный это богатый.
Народ, поддерживающий агрессию становится рабом своего правительства и соучастником преступлений.