Приоритетный национальный проект «Образование» создал все необходимые элементы новой модели образования, где каждый выпускник востребован современной экономикой и обществом.
Об этом заявил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на последнем в этом году заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. В своем докладе министр подвел основные итоги двух лет реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Новый взгляд на образование
По мнению министра, ключевым результатом нацпроекта стала переориентация задач образования на максимальное соответствие социальным и экономическим запросам страны.
«Мы рассматриваем образование как основу инновационного развития экономики и общества, как инструмент перевода страны на инновационный путь развития», – отметил глава Министерства образования и науки РФ, напомнив, что именно эти задачи были поставлены Президентом России в Послании Федеральному Собранию. И, по мнению министра, нацпроект стал катализатором необходимых системных изменений, обновил представление о том, что такое современное образование, обозначил ключевые принципы построения образовательной системы, адекватной современным социально-экономическим запросам.
Так, по мнению министра, первый из внедренных принципов – это открытость образования к внешним запросам. Второй – применение новых управленческих инструментов, позволяющих системе образования гибко реагировать на внешний заказ. Третий принцип – это ставка на лидеров (на лучших учителей, на лучшие инновационные школы, вузы, учреждения начального и среднего профессионального образования и, наконец, на регионы, которые готовы взять на себя ответственность за реализацию новых инструментов на практике).
Андрей Фурсенко рассказал, что в течение двух лет все мероприятия приоритетного национального проекта были взаимно увязаны с законопроектной деятельностью в области образования. По его мнению, такой комплексный подход позволил не только добиваться конкретных результатов в ходе реализации нацпроекта, но и ускорить, а к концу 2007 года практически завершить формирование правового фундамента современного образования.
Министр напомнил о том, что обновление представлений о современном качестве образования нашло отражение в принятом недавно законе о новой структуре образовательных стандартов. Причем уже на этапе его подготовки работодатели активно включились в работу по формированию современных требований к результатам образования.
Что же конкретно изменилось за два года?
Национальный проект охватил все ключевые образовательные ниши: общее, среднее специальное и высшее образование.
В области профессионального образования, как рассказал Андрей Фурсенко, с целью приближения образовательных программ учебных заведений к самым актуальным запросам в рамках нацпроекта государственную поддержку получили инновационные программы 57 вузов, готовящих специалистов в области транспорта, авиации, энергетики, электроники, машиностроения, сельского хозяйства, строительства и других приоритетных отраслей. По его словам, все эти программы востребованы и поддержаны реальным сектором экономики и реализуются в условиях интеграции образования, науки и производства.
Кроме того, как отметил министр, в национальном проекте также впервые апробируются новые модели организации крупнейших вузов – Сибирского и Южного федеральных университетов, ориентированных на комплексное решение задач развития этих территорий.
В этом же направлении проводилась и работа с учреждениями начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). В 2007 году поддержку на конкурсной основе получили первые 76 учреждений НПО и СПО, реализующих инновационные программы по подготовке рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Причем, как подчеркнул Андрей Фурсенко, этот проект оказался очень своевременным и востребованным региональной экономикой, и софинансирование со стороны бизнеса и регионов по этому направлению превысило объемы федеральной поддержки.
Огромная работа проведена также и в сфере общего образования. По словам министра, одной из ключевых задач здесь стало повышение количества школьников, которые обучаются в современных условиях. «За два последних года это число возросло более чем в два раза, и сегодня в таких условиях обучаются не менее 30% детей. В рамках комплексного проекта модернизации образования к 2010 году планируется довести долю школьников, которые обучаются в современных условиях, до 70%», – рассказал Андрей Фурсенко.
По данным министра, в регионах, где в рамках комплексной модернизации образования начат переход на новую систему оплаты труда учителей, зарплата у 15% наиболее квалифицированных преподавателей уже на 20–25% превысила средний по стране доход работников бюджетной сферы. «Эта профессия становится престижной не только с точки зрения моральной поддержки, но и с точки зрения материальной», – считает Андрей Фурсенко.
Министр отметил, что в целом по всем направлениям нацпроекта регионы оказали «ощутимую поддержку» федеральному центру. Он привел в пример Краснодарский край, который в вопросах поддержки школьного образования стал рекордсменом, вложив на каждый федеральный рубль семь рублей из краевого бюджета.
Фундамент заложен. Что дальше?
«Представляется, что в ближайшие годы часть направлений национального проекта будет продолжаться в рамках либо региональных целевых программ, либо федеральной целевой программы развития образования», – предполагает Андрей Фурсенко. И, по его словам, многие регионы уже берут на себя обязательства по введению новых систем оплаты труда, по выплатам вознаграждения за классное руководство, по поставке в школы современного учебного оборудования и автобусов, а также – в перспективе – по поддержке лучших учителей и инновационных школ.
Но в то же время, по мнению министра, «на федеральном уровне необходимо сохранить конкурсные мероприятия, которые позволяли бы определять и поощрять лидеров в масштабах страны».
Министр также предлагает продолжить государственную поддержку программ развития Южного и Сибирского федеральных университетов. «Мы предлагали, и снова будем предлагать, чтобы в 2009–2010 годах поддержка из федерального центра была продолжена», – подчеркнул он. А отработанные модели развития университетов и инновационных вузов в части взаимодействия бизнеса, науки и образования «предстоит распространить и использовать для эффективного включения остальных учреждений профобразования в программы регионального и макрорегионального развития».
Дальнейшая поддержка профессионального образования, как отметил Андрей Фурсенко, в первую очередь сопряжена с внедрением новых образовательных стандартов. «Их разработка с участием работодателей может осуществляться в рамках федеральной целевой программы развития образования», – предположил он. При этом одновременно с внедрением новых стандартов необходимо направить средства и на обновление системы повышения квалификации, и на непосредственное обучение тех, кто будет внедрять стандарты.
По мнению министра, федеральный центр должен обеспечить дальнейшее развитие информационных технологий и максимальное использования возможностей сети Интернет, предоставленных школам в рамках приоритетного национального проекта. «Для этого в первую очередь необходимо продолжать разработку общедоступных электронных общеобразовательных ресурсов», – считает он.
«Как мы видим, предпосылки для того, чтобы образование уже в среднесрочной перспективе стало инструментом перевода страны на инновационный путь развития, созданы. И нам на самом деле предстоит реализовать тот потенциал, который в них заложен», – подвел итоги двухлетней работы Андрей Фурсенко.
Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев в свою очередь так сформулировал дальнейшие задачи в развитии образовательной сферы: это должно быть «новое качество образования на основе новой финансово-экономической модели в средней и высшей школе».