Автор Тема: Этикет  (Прочитано 41538 раз)

Gippo

  • Подполковник
  • *
  • Сообщений: 5962
  • Благодарностей: 44
  • Сегодня одна, завтра другая
    • Здесь я зарабатываю реальные деньги
Re: Этикет
« Ответ #30 : 02 декабря 2008, 05:18:47 »
Насколько я понимаю, этикет был создан как правила для благородных господ, за которыми слуги с салфетками и тарелочками бегают :)

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 72835
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Этикет
« Ответ #31 : 02 декабря 2008, 12:49:44 »
А на вас никогда зверем официанты не смотрели? У нас такое бывало. Принесут, кое-как расставят, но за чаевыми как собачка Павлова прибегают. А если не даш - слюной чуть ли не обрызжут.
А я в таких случаях даю не наличные, а карточку - вопрос с чаевыми снимается сам собой. Мол рад, да кэша нету  :2funny:

Gippo

  • Подполковник
  • *
  • Сообщений: 5962
  • Благодарностей: 44
  • Сегодня одна, завтра другая
    • Здесь я зарабатываю реальные деньги
Re: Этикет
« Ответ #32 : 02 декабря 2008, 18:21:31 »
У нас в большинстве забегаловок про карточки и не слыхивали :) А посему либо дашь, либо не дашь, но в таком случае лучше попытаться к этому официанту больше не попадать.

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 72835
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Этикет
« Ответ #33 : 02 декабря 2008, 22:03:42 »
В Фаст-фуде и уличных кафешках чаевые неактуальны - по причине отсутствия обслуживания  :)

Сушкова

  • Мл.лейтенант
  • *
  • Сообщений: 2311
  • Благодарностей: 53
Re: Этикет
« Ответ #34 : 02 декабря 2008, 22:25:39 »
Ничего себе как чаевые обсуждаются. Тогда инфа в тему:

Эткет в ресторане:

Как сделать заказ

- Начинать заказ следует с холодных закусок, затем (по желанию) можно заказать суп, потом - основное горячее блюдо и, наконец, десерт.

 -Закуску и главное блюдо заказывают вместе, а десерт выбирают после того, как съедено горячее.

 -Если обед (или ужин) был слишком обильным, то десерт может оказаться лишним. В этом случае можно ограничиться чашечкой кофе.

- Если вы не знаете, что из себя представляют блюда с непонятными, а порой экзотическими названиями, не стесняйтесь спросить об этом у официанта. Можете попросить официанта порекомендовать какое-нибудь блюдо, вино.

- Заказ делает мужчина, причем сначала он называет блюда, выбранные дамой.

- Спиртные напитки заказывает исключительно мужчина. Он изучает карту вин и советуется, при необходимости, с официантом.

- Приглашенному не следует заказывать как слишком дорогие, так и слишком дешевые блюда. В первом случае, чтобы не ставить пригласившего в неловкое положение, а во втором - чтобы не показать, что он сомневается в способности пригласившего заплатить за обед.

Оплата счета

- Официант приносит счет тому, кто делал заказ. Счет подается так, чтобы сумма была не видна. Если встречу в ресторане оплачиваете вы, то нет нужды демонстрировать, сколько на нее было потрачено.

- Обычно счет оплачивает тот, кто приглашает в ресторан. Если вы договорились с коллегами, что разделите расходы, то оплачиваете половину суммы, включая чаевые. Как правило, разница в стоимости заказанных блюд вами и вашим спутником не принимается во внимание. Но это не распространяется на ситуацию, если ваш коллега заказал, чашку кофе, а вы - полный обед.

- Порой в ресторанах приносят отдельные счета за «выпитое» и «съеденное». В этом случае, возможно, что один оплачивает первый счет, а другой - второй. Однако все эти детали решаются по взаимной дого¬воренности в отсутствии официанта.

- Мужчина платит за приглашенную женщину. Однако женщина, если хочет, может расплатиться сама за себя.

- Если решение пойти в ресторан родилось в компании, то порядок расчета необходимо оговорить заранее. Можно оплатить ужин «вскладчину», либо каждый за себя.

- Недопустимо вести какие-либо дискуссии на эту тему после того, как счет уже оплачен.

- Требуемая сумма кладется в специальную кожаную папочку, в которой подан счет. Не привлекайте к себе внимания, когда расплачиваетесь.

Чаевые

- В ресторане обычно дают чаевые, исходя примерно из 10-15% от стоимости заказа. Однако, если заказ очень большой, то от этого правила следует отойти, уменьшив чаевые.

- При оплате счета кредитной карточкой к указанной сумме следует добавить чаевые. Но чаевые можно дать и наличными.

- Если вы хотите особо отметить оказанную вам услугу, можете превысить 15%. Однако купеческий размах здесь не уместен.

- Чаевые даются лишь после того, как вас обслужили. Не следует давать чаевые перед обслуживанием в надежде, что к вам отнесутся по-особому.

- Старайтесь не обременять официанта излишними просьбами, обещая, что потом отблагодарите его чаевыми.

О как. Надо стараться не обременять официанта... :2funny:

Gippo

  • Подполковник
  • *
  • Сообщений: 5962
  • Благодарностей: 44
  • Сегодня одна, завтра другая
    • Здесь я зарабатываю реальные деньги
Re: Этикет
« Ответ #35 : 03 декабря 2008, 06:09:28 »
Если заказать все, что следует по этикету, то можно остаться без зарплаты месячной :)

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 72835
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Этикет
« Ответ #36 : 03 декабря 2008, 08:01:08 »
- При оплате счета кредитной карточкой к указанной сумме следует добавить чаевые.
Это как себе представляете? Деньги-то зачисляются на банковский счет ресторана, а никак не официанту  :)

Я, кстати, обычно вначале заказываю кружку пива или бокал вина, потягивая которое можно ожидать основные блюда  ::)

Сушкова

  • Мл.лейтенант
  • *
  • Сообщений: 2311
  • Благодарностей: 53
Re: Этикет
« Ответ #37 : 03 декабря 2008, 08:05:50 »
Я так понимаю, что карточкой вы расплачиваетесь с рестораном, а наличной мелочью - с официантом. Должна же быть в кармане смешная сумма для необременённого официанта  :)

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 72835
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Этикет
« Ответ #38 : 03 декабря 2008, 09:15:15 »
Просто полная цитата: "При оплате счета кредитной карточкой к указанной сумме следует добавить чаевые. Но чаевые можно дать и наличными." Понять можно, что чаевые по умолчанию дают кредиткой, но можно и наличными  :)

camelia

  • Майор
  • *
  • Сообщений: 4849
  • Благодарностей: 187
Re: Этикет
« Ответ #39 : 03 февраля 2009, 16:36:58 »
Нет, в нормальных ресторанах есть отдельный счет для чаевых, куда списывают от 5 до 30% суммы от общего числа оплаченных счетов. Далее, средства делят между персоналом ресторана, от администратора и швейцара до мойщиц посуды. Так принято, в частности, в американских ресторанах, многие из которых вовсе не платят официантам зарплату, только их заработанную часть от общих чаевых...

alex

  • Глобальный модератор
  • Лейтенант
  • *****
  • Сообщений: 2635
  • Благодарностей: 192
Re: Этикет
« Ответ #40 : 08 февраля 2009, 06:40:07 »
прекращаем обсуждает чаевые, это относится отдаленно к этикету, чтобы это мусолить так энергично тут...

Sviatlana

  • Ст.лейтенант
  • *
  • Сообщений: 3476
  • Благодарностей: 69
  • Самых лучших надежд!
Re: Этикет
« Ответ #41 : 09 февраля 2009, 06:13:16 »
Давайте тогда обсудим, кого какое поведение за столом раздражает.
Меня раздражает, когда люди вызывающе себя ведут, напиваются и хрюкают в салате. Мне становится жалко родных этих людей.
info.belreform.org

Сушкова

  • Мл.лейтенант
  • *
  • Сообщений: 2311
  • Благодарностей: 53
Re: Этикет
« Ответ #42 : 09 февраля 2009, 07:41:28 »
Мы с такими хрюкающими экземплярами в заведения общественного питания не ходим. А то, что происходит за соседними столиками, нас не интересует. Противоречит этикету - смотреть за тем, что делают рядом, да нам и в своём кругу интересно, некогда по сторонам глазеть... А выпивох не только в общепите жаль, а вообще по жизни.

Сетевой этикет (e-mail)
Правила этикета при общении по электронной почте (из справочной системы Pegasus Mail)
В этом документе описываются простые правила этикета при общении пользователей по электронной почте.

Адреса и персональные имена
Персональное имя (не то же самое, что подпись) - произвольная строка, которую многие мэйлеры (программы электронной почты) позволяют присоединять к вашим сообщениям в качестве текстового комментария.

Если ваша система позволяет, всегда пишите персональное имя: оно является для вас лучшей "визитной карточкой", чем адрес e-mail.
Используйте осмысленные имена. Выражения типа "догадайся сам" не только мешают определить автора письма, но и оскорбляют интеллект адресата.
Если ваша почтовая система позволяет отправлять письма вместе с именами адресатов, используйте эту возможность. Таким образом, администратору сети будет легче найти адресата по имени, если сам адрес окажется ошибочным.

Тема письма (Subject)
Не забывайте давать названия своим письмам. Практически все мэйлеры позволяют присваивать почтовым сообщениям названия, и часто пользователь ориентируется именно по названиям, когда просматривает свою почту.
Избегайте бессмысленных названий. Например, отправляя письмо службе технической поддержки WordPerfect, не следует называть его WordPerfect - с тем же успехом вы могли бы вообще ничего не писать.
Если вы при ответе на письмо меняете тему разговора, не забудьте изменить и название.
Точный заголовок - самый простой способ определить тему беседы, и если вы измените тему, оставив заголовок прежним, адресат может прийти в замешательство.


Длина, содержание и формат письма
Старайтесь, чтобы длина вашего письма отвечала стилю беседы: если вы просто отвечаете на вопрос, делайте это кратко и по существу.
Держитесь как можно ближе к теме. Если вы хотите поговорить о чем-то новом, лучше послать отдельное письмо. Тогда ваш адресат сможет хранить его отдельно.
Не пишите весь текст заглавными буквами - его становится тяжело читать (хотя краткое выделение может использоваться как усиление). Старайтесь разбивать ваше письмо на логические абзацы и избегайте чрезмерно длинных предложений.
Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Полное ошибок и опечаток письмо трудно читать. То, что электронная почта - быстрый способ связи, вовсе не означает, что можно расслабиться и забыть о правописании (по моему опыту, самое безграмотное сообщение - электронное). Если вы считаете свои мысли достойными изложения в письме, позаботьтесь, чтобы они были изложены правильно.
Избегайте публичных флэймов - писем, составленных под влиянием эмоций. Послания, отправленные в момент душевных переживаний, чаще всего только ухудшают ситуацию. Возможно, позже вы будете раскаиваться в своих словах, поэтому перед тем как начать "флэймовую войну", спокойно обдумайте положение. (Попробуйте сварить себе кофе - удивительно, как быстро улягутся ваши эмоции с помощью чашечки хорошего кофе.)
Если ваш мэйлер поддерживает различные параметры оформления текста (жирный шрифт, курсив и т. д.), убедитесь, что мэйлер адресата обладает такими же возможностями. К тому времени, как был составлен этот документ, большинство программ электронной почты в Internet могли работать только с текстом, хотя ситуация, конечно, изменяется.
Трижды подумайте перед тем, как включать номер вашей кредитной карточки в свои электронный письма. Электронную почту могут перехватить, и ваш счет в банке подвергнется опасности.


Ответы
Включайте в ваше послание отрывки письма, на которое отвечаете. Помните, электронная почта - не разговор по телефону в реальном времени, и ваш адресат может забыть содержание предыдущего письма (особенно, если он ведет активную переписку). Включайте отрывки оригинального текста в ваш ответ, и адресат легче поймет, о чем идет речь.
Не переусердствуйте в цитировании предыдущих посланий. Очень неприятно получать обратно собственное письмо на пяти страницах (в качестве комментария) с маленькой припиской типа "я согласен" в конце. Отделяйте каким-то образом текст вашего послания от текста цитируемых писем, тогда ваш ответ будет легче читаться. Обычно используется для этих целей знак >, хотя это и не единственный вариант.
Старайтесь не смешивать в своем послании информацию общего и личного характера.
Спросите себя: так ли уж необходим ваш ответ. Например, если вы получили письмо в результате веерной рассылки, вряд ли стоит извещать каждого из адресатов о своем отношении к нему - лучше послать письмо непосредственно автору.

Подписи
Подпись - небольшой текстовый отрывок в конце сообщения, обычно содержит информацию о контактах. Большинство мэйлеров могут автоматически "приклеивать" подпись к исходящим сообщениям. Подпись - интересная вещь, но и в ней надо знать меру.

Если можете, используйте подпись. Она должна идентифицировать вас и содержать данные об альтернативных каналах связи (обычный телефон, факс). На многих системах, в частности, тех, где почта проходит через шлюзы, ваша подпись может быть единственным идентификатором.
Делайте свою подпись покороче - 4-7 строчек вполне достаточно. Неоправданно длинные подписи загружают каналы связи.
Некоторые мэйлеры позволяют добавлять случайные строки к вашей подписи: будьте с этим аккуратнее. В любом случае помните:
Краткость - сестра таланта. Цитата на сотни слов из "Критики чистого разума" Канта в качестве подписи вряд ли порадует ваших адресатов.
Понятие "оскорбления" может толковаться очень широко, поэтому старайтесь избегать выражений, которые могут послужить причиной конфликта на религиозной, расовой, политической или сексуальной основе.
Не используйте "местные" (понятные только вам и небольшому кругу лиц) замечания. Вы не найдете понимания у пользователей других городов, стран или культурных сообществ.
Изменяющиеся подписи лучше всего смотрятся, если носят шутливый характер. Высказывания на политическую тему, например, могут расстроить некоторых людей, в то время как короткая шутка только поднимает настроение.


Простые правила вежливости
Электронная почта - средство связи между людьми, и без правил вежливости здесь не обойтись.

Если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой, не забудьте сказать "пожалуйста". В то же время, если кто-то помогает вам, никогда не вредно сказать "спасибо". Хотя это может показаться банальным, вы будете удивлены тем, какое количество людей являются образцами вежливости в реальной жизни и словно забывают о своих манерах в переписке по e-mail.
Не ждите, что вам ответят немедленно. Тот факт, что вы в течение десяти минут не получили ответа на свой вопрос, вовсе не означает, что адресат вас игнорирует.
Помните, что не существует надежной почтовой системы. Неразумно помещать очень личную информацию в электронное письмо, если только вы не собираетесь его зашифровать с помощью надежной программы шифрования. Помните об адресате. Вы не единственный человек, который пострадает в случае, если деликатное сообщение попадет в плохие руки.
Включайте в свое письмо полную информацию по теме, особенно, если рассчитываете на квалифицированный ответ. Например, если вы посылаете сообщение "Программа электронных таблиц не работает" в службу технической поддержки компании "Lotus", консультант вряд ли сможет вам помочь - ему для этого просто не хватит для этого информации. Вам нужно включить детальное описание проблемы, не забывая указать версию программы, которой вы пользуетесь.


"Смайлики"
Хотя электронная почта похожа на разговор в реальном времени, она лишена возможности жестикуляции. Для решения этой проблемы в Internet используются "смайлики" - последовательности ASCII-символов, которые напоминают лицо, если смотреть на них, повернув голову набок.

Чаще всего применяют такие "смайлики":

:-) или :) - улыбка; обычно используется для выражения радости, удовольствия (иногда встречается \ или \ - "усмешка").

:-( или :( - несчастное лицо; выражает сожаление или разочарование.

;-) или ;) - подмигивающее лицо; обычно выражает иронию и означает, что слова не следует понимать слишком буквально.

Существуют сотни различных "смайликов", одни используются чаще, другие - реже.

Правильное использование "смайликов" способно придать вашему письму живой характер и даже заменить жестикуляцию. Однако, не переусердствуйте.

И наконец...
помните, что e-mail - средство связи с живыми людьми. Перед тем, как послать письмо, прочтите его внимательно еще раз и поставьте себя на место получателя.

Alxshn

  • Старшина
  • *
  • Сообщений: 870
  • Благодарностей: 16
  • Возьму кошака в добрые руки.
Re: Этикет
« Ответ #43 : 21 сентября 2009, 04:38:37 »
Думаю первым на Руси пособием по этикету на Руси бало Петровское поучение "Юности честное зерцало (1717 г.)"
2. Дети не имеют без имянного приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должни учинить вежливо и учтиво.

3. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят. Часто одного дела не повторять, на стол, на скамью, или на что иное, не опираться, и не быть подобным деревенскому мужику, которой на солнце валяется, но стоять должни прямо.

4. Без спросу не говорить,, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды. Но все, что им говорить, имеет быть правда истинная, не прибавляя и не убавляя ничего. Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицем говорить случилось, дабы они в том тако и обыкли.

5. Не прилично им руками или ногами по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножиком по торелкам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стучать, но должни тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.

6. Когда родители или кто другии их спросят (позовут), то должни они s ним отозватца и отвещать тотчас, как голос послышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшко; или государоня матушка. Или что мне прикажете' государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь. И не дерзостно отвещать: да, так, и ниже вдруг наотказ молвить, нет; но сказать: так, мои государь, слышу, государь: я выразумел, государь, учиню так, как вы, государь приказали. А не смехом делать, яко бы их презирая, и не слушая их повеления

Но исправно примечать все, что им говорено бывает, а многажды назад . бегать и прежняго паки вдругорядь не спрашивать.

7. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить, и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случиться дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми.

А в прямом деле и в постоянном быть постоянну и других людей разсудков отнюдь не презирать и не отметать. Но ежели чие мнение достойно и годно, то похвалить и в том соглашатца. Еже ли же которое сумнительно, в том себя оговорить, что в том ему разсуждать не достойно. А еже ли в чем оспорить можно, то учинить с учтивостью и вежливыми словами, и дать свое рассуждение на то, для чего. А ежели кто совету пожелает или что поверит, то надлежит советовать сколько можно и поверенное дело содержать тайно. <...>

9. Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срамоти, и ниже дела своего возвеличивая, разширяй боле, нежели как оное в подлинном действе состоит, и никогда роду своего и прозвания без нужды не возвышай, ибо так чинят люди всегда такия, которыя не в давне токмо прославлялись. А особливо в той земле, где кто знаком, весьма не надлежит того делать, но ожидать, пока с стороны другая похвалят.

10. С своими или с посторонними служители гораздо не сообщайся. Но ежели оныя прилежны, то таких слуг люби, а не во всем им верь, для того, что они, грубы и невежи (неразсудливы) будучи, не знают держать меры. Но хотят при случае выше своего господина вознестись, а отшедши прочь, на весь свет разглашают, что им поверено было. Того ради смотри прилежно, когда что хощешь о других говорить, опасайся, чтоб при том слуг и служанок не было. А имян не упоминай, но обиняками говори, чтоб дознатца было неможно, потому что такия люди много приложить и прибавить искусны.

11. Всегда недругов заочно, когда они не слышат, хвали, а в присутствии их почитай и в нужде их им служи, также и о умерших никакого зла не говори.

12. Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай, ибо от того случается, что некоторыя живут лениво, не бодро, а разум их затмится и иступится, потом из того добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины, которое с лености тучно бывает.

13. Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и безпокоен, подобно как в часах маетник, для того что бодрый господин ободряет и слуг: подобно яко бодрый и резвый конь учиняет седока прилежна и осторожна. Потому можно от части смотря на прилежность и бодрость или радение слуг признать, како правление котораго господина состоит и содержится. Ибо не напрасно пословица говорится, каков игумен, такова и братия.

14. От клятвы чужеложства (блуда) играния и пьянства отрок себя велми удержать и от того бегать. Ибо из того ничто ино вырастает, кроме великой беды и напасти телесныя и душевныя, от тогож раждается и погибель дому его, и разорение пожиткам. <...>

16. Имеет прямым (сущий) благочестный кавалер быть смирен, приветлив и Учтив. Ибо гордость мало добра содевает (приносит), и кто сих трех добродетели не имеет, оный не может превзойти, и ниже между другими просиять, яко светило в темном месте или каморе. <...>

24. Младому человеку не надлежит быть резву и ниже доведыватся выведывать) других людей тайн. И что кто делает - ведать не надлежит. Так же чужих писем, денег или товаров без позволения не трогать и не читать, но когда усмотришь, что двое или трое тихо между собою говорят, к ним не приступать, но на сторону отдалиться, пока они между собою переговорят. <.._>

26. Честный отрок должен остерегать себя от неравных побратенеств в питье, чтоб ему опосле о том не раскаиваться было. И дабы иногда новой его побратеник не напал на него безчестными и необыкновенными словами, что часто случается. Ибо когда кто с кем побратенство выпьет, то чрез оное дается повод и способ к потерянию своея чести, так, что иной принужден побратеника своего устыдиться. А особливо когда оной отречется  или нападет несносными поносительными словами.

27. Младыя отроки должни всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб можно их от других не знающих болванов разпознать: ибо каждый купец, товар свой похваляя продает как может.

28. Младыя люди не должни ни про кого худого переговаривать. И ниже все разглашать, что слышат. А особливо что ближнему ко вреде, урону и умалению чести и славы касатися может. Ибо на сем свете нет иного чувствительнее, чим бы бог до зела прогневан, и ближней озлоблен были, кроме сего.

29. Младые отроки не должни носом храпеть, и глазами моргать и ниже шею и плеча якобы из повадки трести, и руками не шалить, не хватать, или подобное неистовство не чинить, да бы от издевки не учинилось в правду повадки и обычая: ибо такия принятая повадки, младаго отрока весьма обезобразят и остыжают так, чтоб потом в домах, их посмехая, тем дражнят. <...>

32. На свадьбы и танцы младый отрок не зван и не приглашен для получения себе великой чести и славы отнюдь не ходи, хотя такой обычай и принят. Ибо в первых, хотя незамужния жены и охотно то видят, однакож свадебные люди не всегда ради тому бывают. И понеже невзначай пришедшия, причиняют возмущения, а пользы от них мало бывает, но часто от таких нестройных поступков ссоры происходят, что либо излишняго вина не могущи стерпеть и самим собою владеть, или, не узнав меры, не пристойным своим невежеством подаст к ссоре причину, или незванной похощет посесть званнаго и возбудит великое неспокойство: ибо говорится, кто ходит не зван, тот не отходит от дран. <....>

34. Не малая отроку есть краса, когда он смирен, а не сам на великую честь позывается, но ожидает пока его танцовать, или к столу итти с другими пригласят, ибо говорится: смирение молодцу ожерелие. <...>

36. Имеют младыя отроки всегда начальствующих своих как при дворе, так и вне двора в великом почтении и чести содержать. Подобно как сами себе хотят, чтоб они в такой службе превознесены были. Ибо честь какову они ныне оным показуют, со -временем и им такая ж показана будет.

37. Когда при дворе, или в других делах явитца надлежит, то должно в таких церемониях, в которых напредь того не бывали и не учивались, прилежно присматривать, как в том те поступают, которым оное дело приказано. И примечать, похваляют ли их или хулят, и хорошо ль они в том поступали или плохо. Слушать же и примечать, в чем оныя погрешили или что просмотрели.

43. Все, которая что кому обещают, имеют прилежно трудиться, чтоб как возможно без отлагательства оное исполнить. Хотя в том и убыток себе понесть или прежде обещания должно наперед довольно размыслить. Ибо такого человека не много почитают, которой слово свое променяет, понеже пословица гласит: не молвя слова, крепись, а дав слово, держись. А особливо должны шляхетныя сие хранить. Оных бо постоянство имеет быть безсмертно и непремено, а не имеет глупой оной пословицы следовать, что говорятся: обещать, то , а слово держать, то крестьянски. Но ведай себе, что и такая есть вица. Со лжи люди не мрут, а впредь веры не имут. И конечно, крестьянина лучше почтут, нежели дворянина, которой шляхетского своего слова и обещания не исполняет и не сохраняет: от чего и ныне случается, что охотнее мужику, нежели дворянину, верят.

44. Еще же отрок да будет во всех своих службах прилежен, и да служит с охотою и радением. Ибо как кто служит, так ему и платят. По тому и счастие себе получает.
Кладезь мудрости! :)

Sviatlana

  • Ст.лейтенант
  • *
  • Сообщений: 3476
  • Благодарностей: 69
  • Самых лучших надежд!
Re: Этикет
« Ответ #44 : 09 июля 2011, 01:17:01 »
Важность вопроса "как себя вести" для "старославянского" человека видна в популярности такого жанра, как "поучение".

Опыт жизни и размышлений отливался, как правило, именно в собрание наставлений следующему поколению или тем, кого автор считал себя вправе учить.

Нравоучительность пронизывает всю древнерусскую литературу.
Даже те произведения, которые не могут быть причислены к "поучениям", часто несут на себе некоторые характерные их черты.
info.belreform.org