Источником празднования современного Хеллоуина историки уверенно называют древний кельтский огненный праздник Самхайн или Самуаийн (от кельтск. - "samhuinn"), присутствующий в календаре друидов и достаточно подробно изученный. Согласно своей этимологии, кельтское слово "samhuinn" означает "закончилось лето".
Год кельтов, населявших более двух с половиной тысячелетий тому назад в основном территории современных Великобритании и Франции, начинался с 1 ноября. Согласно древним преданиям, в ночь на "новый год" люди полностью гасили огни в своих жилищах, чтобы затем снова зажечь их от пламени святилищ.
Циклическое восприятие всех процессов, наблюдаемых на земле и на небе, было свойственно всем без исключения религиозным традициям язычества. Поэтому гашение огня символизировало у кельтов завершение очередного круга жизни, а принесение в жилище нового пламени было символом возвращения к жизни вновь, в ожидании следующей весны. С таким восприятием тесно связано присутствие во многих религиозных традициях представлений о том, что в некие определенные дни стена между грубым вещественным миром и миром духов (кельтск. - "siedh"), где обитают и ушедшие из жизни люди, становится столь тонкой, что и души мертвых, и сами духи могут беспрепятственно перемещаться из одного мира в другой. Начало нового годового цикла связывалось в религиозных кельтских представлениях как раз с таким моментом.
Языческий пантеон друидизма включал в себя персонификации природных и космических сил и стихий, не разделяя их, как было это и в иных культах того времени, на существ принципиально добрых и злых. В религии кельтов отсутствовали разного рода "дьяволы" и их "подмастерья", однако были, например, великаны, эльфы, многочисленные боги и духи, которые могли оказаться опасными для человека не оттого, что враждебны ему, а в силу различия между ними и человеком "от природы". Даже феи, которые считались кельтами наиболее опасными, т. к. могли заманить людей в свой мир, из которого назад дороги нет, делали это не специально, а невольно, одним лишь своим присутствием и чувством симпатии к какому-либо человеку.
Поэтому в ночь Самхайна, как и в других языческих традициях в подобные даты, у кельтов было принято вывешивать и выставлять разного рода имитации существ, призванные отвлекать неземных гостей от живых людей, а самим, тем временем, заниматься гаданием, устраивать себе угощение - словом, стараться делать вид, что "их в это время нет". Чтобы отпугнуть злых духов, полагалось носить при себе фонарик в виде страшной, подсвеченной изнутри рожицы, который был сделан из выдолбленной репы (обычай использовать для этой цели тыкву возник гораздо позже, уже в Америке). Такие же фонари ставились и у входа в дом, чтобы враждебно настроенные духи туда не проникли.