Автор Тема: ПАК ФА (5-ое поколение)  (Прочитано 16858 раз)

Togeron

  • Ефрейтор
  • *
  • Сообщений: 167
  • Благодарностей: 1
ПАК ФА (5-ое поколение)
« : 31 января 2010, 13:53:00 »
29 января 2010 года на аэродроме Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения состоялся первый полет российского истребителя пятого поколения. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации провел в воздухе 47 минут, проверяя управляемость, работу двигателей и основных систем, а также произведя штатную уборку и выпуск шасси. Самолетом управлял заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан.

Спустя несколько часов после полета ОКБ "Сухого", ведущее разработку истребителя с 1990-х годов, обнародовало фотографии ПАК ФА, подробности о котором ранее были засекречены. Гриф "секретно", впрочем, не снят с самолета до сих пор, и остается только сказать спасибо, что общественности вообще показали, как выглядит будущее российской авиации.

Ведь могли и не показать. Например, с момента первого полета американского ударного самолета F-117 в июне 1981 года до официального обнародования информации о нем и демонстрации внешнего вида прошло почти девять лет.

Ранее разработчики ПАК ФА, известного также как Т-50 и изделие 701, были скупы на описание своего проекта. Не баловали общественность и другие представители оборонно-промышленного комплекса и военных ведомств. В частности, в июне 2009 года заместитель министра обороны России Владимир Поповкин рассказал, что "планер - это будет самолет пятого поколения, двигатель будет '4+++'". В декабре прошлого года, когда стало известно о начале наземных испытаний самолета, газете "Известия" его описали так: "ПАК ФА похож на F-22, но расплющен, как лягушка". С появлением официальных фото стало видно, что самолет действительно "сплюснут". Это сделано для снижения заметности истребителя. Многие элементы конструкции Т-50 созданы с применением технологии стелс. В частности, вся верхняя часть фюзеляжа состоит из композитных материалов, снижающих радиолокационную заметность. Из этих же материалов выполнены створки внутренних отсеков вооружения и многие другие компоненты.

Если судить по летному прототипу российского истребителя, ПАК ФА построен по нормальной аэродинамической схеме и имеет два цельноповоротных киля, отклоненных наружу от продольной оси. Крыло имеет треугольную форму, причем на нем присутствует поворотная часть наплыва, которая выполняет функции переднего горизонтального оперения. Такие технические решения позволяют обеспечить сверхманевренность самолета, которая является одним из требований к истребителю пятого поколения.

Мотогондолы с двигателями разнесены относительно друг друга, а воздухозаборники расположены под фюзеляжем. Следует отметить, что первый полет самолет совершил с новыми двигателями производства НПО "Сатурн". Силовая установка пятого поколения была испытана в подмосковном Жуковском 21 января 2010 года, когда полет с новыми двигателями совершила лаборатория Су-27М.

В любом случае, внешний вид серийного ПАК ФА будет отличаться от его прототипа. В частности, изменения может претерпеть кормовая часть, где будут располагаться отклоняемые сопла двигателей. Изменения коснутся и передней части - предполагается, что использованный во время испытаний переплетный фонарь кабины пилота будет заменен на цельный. Между мотогондолами расположатся внутренние отсеки вооружения.

Что он может

Несмотря на то что летно-технические характеристики перспективного российского истребителя также официально пока не обнародованы, специалисты и авиалюбители попытались их рассчитать. Стоит отметить, что эволюция технических характеристик самолета проходила непрерывно. Например, еще полгода назад предполагалось, что ПАК ФА сможет развивать скорость до 2,1 тысячи километров в час, а дальность его полета будет составлять четыре тысячи километров. Сейчас расчетные показатели истребителя составляют уже 2,6 тысячи километров в час и 5,5 тысячи километров соответственно.

То же касается и вооружения самолета. В начале 2009 года высказывалось предположение, что изделие 701 будет вооружено одной 30-миллиметровой пушкой и будет иметь 16 точек подвески, восемь из которых расположатся внутри фюзеляжа. Позже было высказано предположение, что ПАК ФА получит две 30-миллиметровых пушки.

Сейчас авиалюбители полагают, что истребитель будет иметь десять точек подвески во внутренних бомбоотсеках. Кроме того, на ПАК ФА предусмотрены точки крепления для двух внешних пилонов. Естественно предположить, что с использованием внешнего навесного вооружения заметность самолета значительно повысится. Соответствуют ли все эти домыслы действительности, станет известно еще не скоро.

Из официальных источников о Т-50 известно только, что самолет "отличается высокой интеллектуализацией борта", многофункциональностью и малой заметностью в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн. Кроме того, самолет будет способен взлетать и садиться с использованием взлетно-посадочных полос длиной 300-400 метров. ПАК ФА будет способен совершать длительные полеты на сверхзвуке без использования форсажа.

Как ожидается, на российском истребителе будет устанавливаться несколько бортовых радиолокационных систем с активной фазированной антенной решеткой. В частности, РЛС будут стоять не только в носовой части самолета, но и в предкрылках. Такая пространственная разнесенность РЛС позволит в некоторой степени нейтрализовать технологии снижения заметности самолетов противника, которые могут уменьшить заметность лишь в определенном ракурсе и диапазоне волн.

Наш ответ "Раптору"

Сегодня во всем мире существует лишь один истребитель пятого поколения - F-22 Raptor. Он стоит на вооружении США. Производство этих самолетов уже прекращено из-за их чрезмерно высокой стоимости и дороговизны полетного обслуживания. Стоимость одного F-22 составляет 170 миллионов долларов (но может достигать и 300 миллионов), а час полета истребителя обходится бюджету США почти в 40 тысяч долларов. Сейчас американцы разрабатывают дешевую замену F-22 - F-35, однако этот самолет будет принят на вооружение не раньше 2016-2017 годов. Российский самолет будет принят на вооружение в 2015 году.

Стоимость программы создания российского ПАК ФА составляет 12-14 миллиардов долларов. При этом стоимость одного самолета, по разным оценкам, может составить от 20 до 40 миллионов долларов. Причем, в отличие от американского F-22, российский самолет планируется поставлять на мировой рынок. США своим истребителем рисковать не стали - Raptor разрешено продавать только американским ВВС из-за большого количества засекреченных технологий, использованных в нем.

22 декабря 2008 года "Сухой" и индийская компания Hindustan Aeronautics подписали соглашение о совместной разработке и производстве ПАК ФА для индийских ВВС. Производиться будет двухместная модификация ПАК ФА. Индийская компания будет заниматься разработкой бортового компьютера истребителя, навигационной системы, информационных дисплеев и системы самозащиты. В общей сложности доля Индии в совместном проекте составит около 25 процентов. Все остальные работы будет производить "Сухой".

Стоимость разработки индийской модификации ПАК ФА оценивается в 8-10 миллиардов долларов.

Иформация взята с lenta.ru

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 71396
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #1 : 01 февраля 2010, 03:56:16 »
Осталось только гадать, сколько таких самолетов попадет в российские ВВС после 2015 года: 1 или 0,5 штуки в год?  :-\ (судя по нынешним темпам "вставания с колен", когда цифры годового поступления новой авиатехники редко превышают 10-20 единиц...)

Togeron

  • Ефрейтор
  • *
  • Сообщений: 167
  • Благодарностей: 1
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #2 : 01 февраля 2010, 09:12:47 »
Думаю, страна поднимется к 2015 году и именно этих самолетов закупит больше сотни в течение десятилетия.  :) Су-35 планируют закупить в количестве 48 штук до 2015 года (примерно 10 в год). Это уже хорошо, т.к. последние 20 лет таких крупных заказов с российской стороны не было.

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 71396
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #3 : 01 февраля 2010, 09:53:42 »
больше сотни в течение десятилетия.
Это очень оптимистично. Сейчас уже озвучивается цифра в $100 млн. за один самолет. В пересчете на сотню выходит не менее 10 млрд. Для сравнения это больше, чем стоит вся бронетехника РА в настоящее время.

alex

  • Глобальный модератор
  • Лейтенант
  • *****
  • Сообщений: 2650
  • Благодарностей: 192
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #4 : 01 февраля 2010, 10:14:04 »
щас мы поднимемся, даже сами не смогли осилить, делаем с индусами... :)

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 71396
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #5 : 01 февраля 2010, 10:28:28 »
Для начала, учитывая американский опыт, было бы неплохо заменить авиатехнику типа МиГ-29 и Су-27 выпуска 80 - начала 90-х годов более современными (и не изношенными) версиями этих машин, а уже потом затевать переход на 5-е поколение. А то получится, как с танками: совсем немного Т-90 на фоне многочисленных "модернизированных" Т-64 выпуска конца 60 - начала 70-х годов.

Togeron

  • Ефрейтор
  • *
  • Сообщений: 167
  • Благодарностей: 1
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #6 : 02 февраля 2010, 09:03:02 »
Время покажет  :)
Стоимость нашего ПАК ФА не 100 млн$, а 20-40. Не путайте с американскими дорогими игрушками  :)
А разрабатывали самолет сами, без индусов. Совместно с индусами разрабатывается самолет для ВВС самой Индии. Все же написано выше...

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 71396
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #7 : 02 февраля 2010, 10:24:52 »
Стоимость нашего ПАК ФА не 100 млн$, а 20-40. Не путайте с американскими дорогими игрушками
Американские "дорогие игрушки" в топовой версии стоят 250-300 млн. Цифра в 100 млн. придумана не мною, а озвучена на встрече Путина с военными и разработчиками.

Togeron

  • Ефрейтор
  • *
  • Сообщений: 167
  • Благодарностей: 1
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #8 : 03 февраля 2010, 10:08:23 »
Эта цифра возможна к 2015 году с учетом инфляции и с учетом закупки и установки новых авиадвигателей полноценного 5-го поколения, который в данный момент только разрабатывается под управлением ОДК, головным предприятием НПО "Сатурн". И естественно в эти 100 млн войдут экономические просчеты, которые присутствуют абсолютно во всех проектах в любой стране мира, тем более, когда речь идет о самой наукоемкой отрасли - авиации.
« Последнее редактирование: 03 февраля 2010, 10:10:22 от Togeron »

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 71396
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #9 : 05 февраля 2010, 00:35:23 »
Речь о том, что машину за 3 млрд. рублей ВС РФ не могут позволить себе ни сейчас, ни в 2015 году. Нет, конечно, можно построить 5 или 10 подобных самолетов. Но тут возникают дополнительные вопросы. Скажем, с учетом небольшого (в летных часах, а не возрасте) ресурса современного истребителя 1 час полета американского "Раптора" обходится в $40k. Пусть у нашего будет в 3 раза меньше, но все равно сумма в 400 т.р. впечатляет, не говоря уж о возможность потери самолета из-за аварии, а это, напомню, эквивалентно 1000 квартирам для офицерских семей, что снимает весьма актуальную жилищную проблему в рамках целого субъекта РФ средней руки. Резюме: самолет будет стоять на приколе, взлетая по случаю пару раз в год на парад 9 мая или учениях с участием президента. Я неправ?

Togeron

  • Ефрейтор
  • *
  • Сообщений: 167
  • Благодарностей: 1
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #10 : 05 февраля 2010, 11:02:47 »
На сегодняшний день это может быть и верно, но самолет разрабатывали и вкладывали в его разработку огромные средства не для галочки и не для показухи. Стоимость окончательной версии самолета еще неизвестна. Когда появился первый прототип Су-27, он был мало похож на Су-27 сегодняшней версии (не модификации). Тем более, чем больше самолетов собирают, тем они дешевле. Конвеер есть и в авиации. Технологии производства совершенствуются и дешевеют со временем. Конечно не сразу заменят все тяжелые истребители, стоящие на вооружении. Одно поколение самолетов служит примерно 20-30 лет.

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 71396
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #11 : 05 февраля 2010, 11:15:10 »
Т.е. я так понимаю, тут есть 2 возможных варианта:
1. Вариант "Черной акулы" - на самолете отрабатывают новые технологии, сохраняют инженерно-конструкторский потенциал, но... в войска он не поступает. Почему - см. пост выше.
2. Вариант "Раптора" - самолет начинают серийно производить, но ни на что другое денег не остается. В итоге имеем несколько элитных подразделений с истребителями 5-го поколения и остальную массу с МиГ-29 1989 г.в...

Togeron

  • Ефрейтор
  • *
  • Сообщений: 167
  • Благодарностей: 1
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #12 : 06 февраля 2010, 11:48:03 »
Уже слишком много вложили и потратили ресурсов, чтобы в итоге прийти к этим двум пунктам. Хотя в начале 90-х пятое поколение самолетов (проект 1.44, насколько я помню) и двигателей (АЛ-41Ф - изделие 20) так и не были доведены до ума по понятным причинам. Вряд ли эти же причины в стране возникнут в ближайшие несколько десятилетий.
Время покажет, что будет с ПАК ФА. Если не будут выпускать ПАК ФА, то и страны, можно считать, не будет. Су-27 безнадежно устарел, а Су-35 является его глубоко модернизированной версией, но надолго его не хватит, да и 40 штук на вооружении маловато будет.
« Последнее редактирование: 06 февраля 2010, 11:54:16 от Togeron »

alex

  • Глобальный модератор
  • Лейтенант
  • *****
  • Сообщений: 2650
  • Благодарностей: 192
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #13 : 06 февраля 2010, 22:48:45 »
ничего продадут индусам, будут деньги и на собственные самолеты и на новую яхту Абрамовичу хватит... :)

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 71396
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: ПАК ФА (5-ое поколение)
« Ответ #14 : 07 февраля 2010, 08:37:45 »
Есть еще один аспект: против кого он создается? Если против тех угроз, с которыми сталкивается Россия сегодня, то он в общем-то не нужен. Если рассматривать его как вызов США, то появление 5-10, пусть даже 40 подобных машин, увы, не позволит на равных конкурировать со Штатами. Тогда ради чего все это?