Карлсон, который живет вечно
" Можно не помнить, кто нарисовал этот мультфильм, можно не знать (хотя это вряд ли), кто озвучивал главных героев, но не знать коронных фраз из этого мультфильма - просто невозможно. Это почти «Бородино», почти «В лесу родилась елочка», почти сказки Пушкина, которые до сих пор вспоминаются дословно.
«Карлсона» разобрали на цитаты, его интонации и сегодня, бывает, проскакивают в речи. Мультфильм в этом плане можно сравнить разве что с комедиями Рязанова. Такой же любимый, такой же родной.
Но не так давно по каналу «Культура» показали новый мультфильм про Карлсона - яркий и красивый, прорисованный с такой детализацией, что глазам больно. От карандашных фонов не осталось и следа, от схематичных персонажей - тоже. Только вот Карлсон почему-то на протяжении всего мультфильма вызывал в основном раздражение. Его любовь к варенью трансформировалась в обыкновенную пошлую жадность, дружба с Малышом - в чистой воды эгоцентризм, а такие забавные проказы и шутки над «Домомучительницей» превратились в форменное издевательство.
Кроме того, без голоса Василия Ливанова Карлсон потерял львиную долю обаяния, окруженный цветом и красивыми интерьерами, растворился в них. Такой милый и симпатичный, такой трогательный и забавный маленький человечек с пропеллером казался ненастоящим. Фикцией и обманом. Даже знаменитая фраза «Я мужчина в самом расцвете сил» казалась надругательством над чем-то святым. Над тем, что родом из детства.... Куда подевалась его индивидуальность, шкодливость и фиглярство, за которое Карлсона обожают и дети, и взрослые?! Нет ответа.
Конечно, сегодняшним детям все эти схематичные мультфильмы кажутся жуткими атавизмами, бесконечно древними и отжившими свое. Им подавай глянцевые диснеевские мультфильмы. Но Карлсон и здесь оказался вне категорий. В чем секрет - непонятно. Но во всенародной любви мультфильму Бориса Степанцева не откажешь. Вот и хорошо. Любить непознанное легче, интереснее. Так что пусть смех бессмертного Карлсона звучит еще долгие, долгие годы. "