С конца 1990-ых годов, до недавнего времени, Южная Корея была одной из многих стран, где производство Голливуда был доминирующей долей внутреннего кинорынка. Киноиндустрия США превалировала над Южной Корей, как и над рядом других стран. Экспорт южнокорейских фильмов в Соединенные Штаты в 2006 г. составил всего 2 миллиона долларов, когда как импорт американского кино в Республику Корею составил 35,9 миллионов долларов.
Однако, ряд фильмов отечественного производства, с конца 1990-ых гг. по настоящее время, во многом превалируют над зарубежным кино. Например, 1999 г. фильм "Шири" (Shiri) о северокорейском шпионе, готовившем переворот в Сеуле, стал первым в истории корейского киноиндустрии фильмом, побившим все рекорды кассовых сборов, собравшим более чем 2 миллионов зрителей. "Шири" превзошел такие мировые кинохиты, как "Титаник", "Матрица", и "Звездные войны". Успех этой ленты дал мотивацию для создания широко бюджетных фильмов.
В 2000 г. фильм "Территория общей безопасности" (Joint Security Area) имел огромный успех, превзойдя "Шири". Год спустя фильм "Друг" посетили 8,180,000 зрителей, а романтическая комедия "Моя дерзкая девушка" также превзошла киношедевры "Властелин колец" и "Гари Поттер" по кассовым сборам, составив 4,841,500 посетителей. 2003 и 2004 гг. южнокорейские кинофильмы продолжают превосходить общепризнанную, популярную Голливудскую кинопродукцию. Фильмы "Силмидо" (Silmido) 2003 г.) и "38 параллель" (Taegukgi: The Brotherhood of war) 2004) посетили более чем 11 миллионов человек, а это четверть корейского населения.
Этот успех привлек внимание Голливуда. В 2001 г. "Мирамакс фильм" купил права на создание американизируемого римейка успешного корейского фильма "Моя жена - Гангстер" (My Wife is a Gangster). За ним последовали фильмы "Олд бой", "Объединенная зона безопасности" и "Моя дерзкая девушка". Фильм "Рассказ двух сестер" (A Tale of Two Sisters) был куплен кинокомпанией "Дримворкс" ("Dreamworks") за 2 миллиона американских долларов также для американизируемого римейка.
Фестивальный успех
Южнокорейский фильм впервые добился серьезного международного признания в 2002 г. на Венецианском кинофестивале, где фильм Оазис (Oasis) выиграл второе призовое место. Этот фильм рассказал не только многое о традиционной корейской культуре, но также выдвинул на первый план тяжелое положение корейцев- инвалидов и неспособность широкой публики понять и принять их. Это история об изолированной от общества молодой женщине, болеющей церебральным параличом, которая влюбляется в мужчину, недавно отсидевшим срок в тюрьме за убийство ее отца. Наиболее символичный и прогрессивный фильм "Оазис" стал поворотным моментом для корейского авангарда фильмов.
"Олд бой" - стал второй большой победой в числе крупных киношедевров южнокорейского кинематографа, который занял второе место на Каннском Кинофестивале, после фильма "9/11 по Фаренгейту". История прослеживает жизнь мужчины, который помещен в одиночное заключение, по неизвестным ему причинам. Он живет там много лет, пока не освобождается и не пытается найти того, кто заключил его в тюрьму. Темный и мрачный, "Олд бой" экспериментирует с темами психологического безумия и сексуальных искажений, которые существуют в корейской современной действительности. Название "Олд бой" в переводе с английского языка означает "Старый мальчик". Это оксюморон, который говорит о ребяческой невиновности и о психически ненормальной современной жизни.
В феврале 2004 г., режиссер Ким Кидук на 54-ом ежегодном Берлинском кинофестивале завоевал приз за лучшую режиссуру за фильм "Девочка Самаритянка" (Samaritan Girl).
Фильмы новой волны
Существуют три основных периода новой волны корейского кино. Первый период - это 1992 г. когда был выпущен фильм "Свадебная история" ("Marriage Story"). Впервые кино финансируется не правительством, а крупным частным конгломератом "Самсунгом". Далее уже вышеупомянутая кинолента "Шири" вышедшая в свет в 1999 г. И, наконец, 2001 г. фильм "Моя дерзкая девочка" стала самым популярным экспортным фильмом в истории корейской киноиндустрии. Каждая картина добавила новые силы для создания уникального корейского кинопроизводства, которое больше не копируется у Голливуда.
Мощная правительственная поддержка корейского кинопроизводства, полный контроль над пиратством и незаконным распространением, позволили производить достаточное количество качественных и профессиональных фильмов, а также получать прибыль от их продаж. Режиссеры новой волны корейского кино обучаются в США, Франции, Испании, Нидерландах, Китае и других странах, создают сценарии о современной корейской жизни, приглашают молодых актеров, отходят от стереотипов Голливудского клише и временных 90-минутных рамок. Влияние Кинофестивалей в г. Пусане и г. Чончжу привело к новизне в основных шаблонах мировой киноиндустрии.
В настоящее время южнокорейское кино можно охарактеризовать как по-новому концептуальное, хотя оно, разумеется, и не избежало влияния современной западной культуры. Ныне южнокорейский кинематограф становится известен благодаря своей необычности, не освоенности, оригинальности, самобытности, которая существует благодаря талантливым режиссерам, стремящимся сохранить собственную уникальность, найти новые решения в традиционном однообразии сюжетов и в различных художественных приемах. Поэтому картин, сделанных по западным моделям, становится все меньше, что является весьма позитивным фактором.
Кино всегда было с нами. Кино является массовым искусством, к которому с удовольствием приобщается весь мир. Посредством кино разные страны испытывают общие эмоции, оно является единой культурой современного мирового общества. Корейское кино изменилось в лучшую сторону. Благодаря неустанным стараниям корейских режиссеров, фильмы обрели интересный сюжет и жанровую разноплановость, что в конечном итоге изменили отношение отечественных зрителей к корейскому кино.