Я вас умоляю - Резун соврет, много не возьмет.
Я всё-таки хотел бы получить доказательную информацию, что он, таки, соврал, и, лучше всего, в рамках анализа его "Ледокола" серьёзным специалистом, пока мы, боюсь, гадаем на кофейной гуще.
Доказательство того, что Резун в наглую врет - я приводил раскладку про колесный танк БТ. Или вот его мнение про пороховые заводы - что их якобы построили спецом поближе к границе, что бы сократить плече доставки для наступающей РККА, забыв упомянуть, что все они были построены еще до революции, т.е. коснувшись вопроса пороховых заводов он не мог не обратить внимание на год их постройки - но нет, все подвел в угоду своей концепции - и как можно серьезно к нему после таких оборотов относиться. И потом - есть отличный труд Исаева "Анти Суворов" со всеми ссылками - изучите, вот и будут вам аргументированные доказательства.
Про эти же БТ колесные - очевидно и общеизвестно, что возможность передвижения на колесах была взят в целях сохранения моторесурса гусениц (в те времена еще не надежный элемент), так же известно, что разобранные гусеницы БТ перевозил на себе - Резун же придумал какой то автотранспорт для перевозки гусениц, придумал, что колесные танки нужны для автобанов - это мягко говоря лукавство с его стороны, т.к. сие факты общеизвестны и общедоступны, но он нагло врет в своем произведении и потому мне совершенно фиолетово - где он взял цифру в 5 млн десантников - да из головы выдумал, это вполне в его манере.
Всё равно не вытанцовуется, зачем было выпускать такое дикое количество этих танков когда КВ и Т - 34 были намного лучше немецких по всем показателям.
Я же опять писал - продолжение выпуска БТ могло быть связано с а) экономическими моментами и б) необходимость срочно укомплектовать войска уже обкатанной техникой по существующему на тот момент штатному составу в) из за наличия топлива, зап частей, обученных экипажей, боеприпасов под БТ. КВ начали выпускать (не штучно) с середины 1940 года и на 1941 год стояло в планах выпустить 1200 шт - просто в силу причин не успели их изготовить сколько хотелось бы.
В любом случае исходить из того, что БТ клепали исключительно как наступательная техника - глупо, т.к. это просто уровень понимания школьника.
В главном сложно не согласится, любой танк по определению не оборонительное оружие, а наступательное. Резун упорно называет БТ наступательными танками потому, что в условиях советского бездорожья эффективность их была обречена быть невысокой, что и показал 1941 г. Но поставленный им вопрос: Зачем было выпускать такое дикое количество танков малоэффективных на территории СССР? От этого, думаю, не становится менее серьёзным.
Почему вы решили, что БТ такой уж малоэффективный танк - посмотрите на танки других стран того периода, где они сильно лучше были (только у Франции разве что). Немцы начали войну с танкетками T-I и T-II, Японцы имели такие же легкие танки как и БТ, Америка, Чехия, Польша - все на том же уровне, Англия со своим Виккерсом - та же история. Это все песня Резуна, что у нас был малоэффективный БТ - БТ вполне нормальный танк для того периода. Противоснарядное бронирование у танков стало появляться уже в ходе развязавшейся войны с 1939 года.
Наверное, нужно остановится на официальной точке зрения, любой танк, таки, наступательное оружие. Равно как и понятно, что лёгкому танку легче захватить противника врасплох, тяжёлому же легче действовать в открытом бою. "Тигр", безусловно, был танком с помощью которого противника побеждают силой, а не внезапным или предательским ударом. Можно сказать так - лёгкие танки эффективное оружие первого удара, тяжёлые, удара ответного, хотя, конечно, здесь есть нюансы.
На нападение врасплох ни кто не должен уповать, даже введя в прорыв легкие танки они рано или поздно встретятся со вторым эшелоном противника или во встречном бою или с его подготовленной обороной и там нужна будет не скорость, а пушки и броня и проходимость.
А в голову мысль не приходила в ограниченности ресурсов и мощностей экономики и в необкатанности техники, ведь и Т-34 приняли на вооружение с оговорками.
Опять не вытанцовуется, Т - 34 действительно приняли на вооружение незадолго до войны, на КВ то был принят в 1939 году, великолепно обкатан в финскую войну, и преодолел "Линию Манергейма". И были все возможности перестать "клепать" БТ, и начать "клепать" КВ. И Гитлеру абсолютно нечего было противопоставить КВ. Он мог уничтожать немецкие танки даже без помощи орудия, просто таранным ударом, как тогда говорили танкисты он их "давил", впрочем, это слово, пожалуй, здесь можно использовать и без кавычек. И в отличие от воздушных таранов советских лётчиков, танковый таран КВ и близко не был подвигом, поскольку экипаж КВ, когда "давил" немецкие танки абсолютно ничем не рисковал. И он был тяжёлым гусеничным танком, отлично преодолевающим советское бездорожье.
Скажем так и на КВ нашлась управа, не сгораемых танков не бывает. А почему не навалились клепать одни лишь КВ - я уже писал выше, причин на то может быть множество. И обкатка в Финскую сокрее выявила новые проблемы, которые так и не были решены - танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжёлого танка — она часто выходила из строя. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности. Вот вам и ответ - почему продолжали клепать БТ, БТ это как автомат калашникова - плохой но надежный.
Немцы вообще то и против Франции успешно выступили с меньшими бронесилами и худшего качества. Т.е. супер танк это вообще не панацея от поражения.
Однако это, почему-то, не помешало Т - 34-85 официально стать лучшим танком Второй Мировой войны. Про двигатель дирижабля тоже, кстати, впервые слышу. Но, помню в детстве читал, источник теперь, боюсь, не вспомню, что немецкое командование требовало от конструкторов просто скопировать Т - 34 и всё, но те не могли это сделать именно из-за того, что германская промышленность не освоила выпуск двигателей аналогичных двигателю Т - 34.
А на втором месте как раз по моему красуется Шерман. И наверное Шерман мог бы стат и первым, все зависит от способа оценки.