Загнули вы про самое качественное в мире. Советское высшее образование продолжало во многом дореволюционные традиции, которые в свою очередь восходили к немецкой классической школе XIX - начала XX веков. Отсюда упор на фундаментальность и основательность знаний. Но прикладная составляющая традиционно хромала, как в части инструментального оснащения, так и практического приложения получаемых студентом результатов. Даже в советский период естественно-научные факультеты комплектовались оборудованием по остаточному принципу (что списывали с предприятий, например). Поэтому нормой была работа на приборах 30-50-летней давности. В последние 15 лет ситуация еще больше ухудшилась. Поэтому всевозможные практикумы и лабораторные работы представляли собой по большому счету профанацию научной деятельности (и неинтересно, и главное - не понятно, для чего это все нужно). В тех же американских университетах более рациональный подход - студенты вполне могут делать лабораторную работу на установке стоимость в несколько миллионов долларов (на которую в России ученые РАН записываются в очередь за год вперед). Если студент заинтересован в углублении своих знаний, он может формировать свой опционный список предметов с упором как раз на интересующую тему за счет остальных, неинтересных ему, причем с первого курса. У нас же реальная специализация начинается с 4-го курса, но при этом выбор вариантов, какие курсы слушать, а какие нет - минимален.
Короче говоря, по своей экспериментально-прикладной составляющей современное российское высшее образование уступает уже даже азиатскому. С теоретической компонентой все тоже не так уж хорошо - опытные еще советской закалки кадры по вполне естественным причинам сокращаются, а на смену им приходят в лучшем случае вчерашние аспиранты, которых в массе своей тоже учили кое-как, а им подчас доверяют читать профессорские курсы, т.к. больше этого делать просто некому. И получается как в анекдоте: "Ну студент пошел - три раз объяснял, под конец сам уже понял, что к чему, а они все ни в зуб ногой!"
Так что при сохранении нынешних трендов, лет через 15-20 мы окончательно придем к уровню высшего образования нынешних пост-советских государств Средней Азии: студент оплачивает обучение, на лекциях ему с бумажки малограмотный товарищ озвучивает некий текст, смысла которого сам не понимает, на экзамене студент оплачивает необходимую ему оценку, и в итоге получает диплом. На выходе имеем "специалиста", на фоне которого бывший советский птушник смотрится академиком.