Автор Тема: Что такое "поколения" истребителей  (Прочитано 17802 раз)

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 69483
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
После Второй мировой войны советские и американские истребители по совокупности боевых и пилотажных качеств стали делиться на «поколения». Хотя это понятие применяется в основном в отношении советской и американской боевой техники, европейские машины, в принципе, тоже можно вписать в эту систему координат.

Истребители, которые относятся к одному поколению, обладают сопоставимыми боевыми возможностями, при их разработке конструкторы применяют сходные технические решения, и потому нередко они просто похожи друг на друга. Естественно, ввод в строй боевых машин одного поколения происходил примерно в одно и то же время, хотя СССР, как правило, ставил их на вооружение с некоторым отставанием от американцев.
   
Первое послевоенное поколение истребителей появилось в 50-е годы. Это были дозвуковые реактивные самолеты без радаров, с одними лишь радиоприцелами. Наиболее известным советским истребителем первого поколения является МиГ-15, который стал знаменитым во время войны в Корее, где ему противостояли американские F-86 «Сейбр». Первое послевоенное поколение считалось современным до середины 60-х годов, но применялось в боевых действиях еще и в начале 70-х.

Весьма удачным оказался истребитель второго поколения МиГ-21, который принимал активное участие в боевых действиях во Вьетнаме и в арабо-израильских конфликтах. Американский аналог того же поколения F-104 получил среди американских, канадских и немецких летчиков печальное прозвище Widowmaker — «делатель вдов». МиГ-21 относительно успешно противостоял во Вьетнаме и на Ближнем Востоке очень мощному и эффективному американскому истребителю F-4 Phantom, который по своим ТТХ приближался к машинам уже третьего поколения. МиГ-21 оказался настолько удачным, что до сих пор десятки этих истребителей остаются на вооружении ряда стран. В Индии «двадцать первые» прошли глубокую модернизацию и, получив новый, современный радар и высокотехнологичное израильское оборудование радиоэлектронной борьбы, вполне успешно выступают в учебных боях против более современных машин. Десятки МиГ-21 все еще служат в сирийских и вьетнамских ВВС. В Европе ко второму поколению можно отнести французские истребители серии Mirage III.
   
Основным советским истребителем третьего поколения стал МиГ-23 с крылом изменяемой стреловидности. Этот самолет без особого успеха участвовал в военных действиях во время арабо-израильской войны 1982 года, применялся для прикрытия советских штурмовиков в Афганистане. Европейскими истребителями третьего поколения стали французский Mirage F1 (ирано-иракская война и Чад) и шведский Viggen.

Серьезный технологический прорыв был совершен при переходе от третьего к четвертому поколению, к которому в США относятся F-15 и F-16, а в СССР/России — Су-27 и МиГ-29. На этапе разработки машин четвертого поколения и советские, и американские ВВС перешли к двухсоставной конфигурации, которая включает формирование парка легкими (F-16 и МиГ-29) и тяжелыми (F-15 и Су-27) истребителями. Истребители четвертого поколения обладают возможностью применения вооружения загоризонтной дальности (BVR-capabilities) и имеют качественно более высокие по сравнению с самолетами третьего поколения маневренные качества. Особенностью некоторых из истребителей четвертого поколения (например, Су-27) является реализация при их проектировании концепции продольной статической неустойчивости (электронной устойчивости), которая тоже работает в пользу резкого увеличения маневренных качеств. Проектирование истребителей четвертого поколения началось в СССР и США в конце   
60-х годов, первые полеты прототипов — в середине 70-х, принятие на вооружение — в конце 70-х в США и в 1982—1984 годах в СССР. Истребители четвертого поколения американского производства впервые были применены в боевых условиях Израилем. 7 июня 1981 года F-16 израильских ВВС под прикрытием F-15 уничтожили в результате внезапного рейда в воздушное пространство Ирака научно-исследовательский ядерный центр Осирак. Затем они принимали участие в ливанской войне 1982 года. Эти машины более поздних версий применялись во всех последующих вооруженных конфликтах, прежде всего в операции «Буря в пустыне» и ударах по Ираку и Югославии.

В связи с быстрым развитием электроники при одновременном сохранении удачных платформ F-15, F-18, F-16 и российских Су-27 и МиГ-29 в России принято выделять особую категорию истребителей поколения 4+. По своим характеристикам к этим модернизированным машинам близки более поздние французский Rafale и европейский Typhoon.

Первое поколение (МиГ-15, МиГ-17, F-86, Ouragan, Mistere):
Дозвуковая скорость, отсутствие радаров
Корейская война (1950-1953), Суэцкий кризис (1956)
 
Второе поколение (МиГ-21, F-104, Mirage III, Draken):
Сверхзвуковая скорость
Вьетнамская война (1964-1973), шестидневная война (1967), индо-пакистанская война (1971), война Судного дня (1973)

Третье поколение (МиГ-23, F-4 Phantom, Mirage F1, Viggen):
Использование радаров повышенной мощности, ракеты с радиолокационным наведением средней и большой дальности Ирано-иракская война (1980-1988)
 
Четвертое поколение (Су-27, МиГ-29, F-16, F-15, Mirage 2000, Gripen):
Отличные маневренные характеристики, большая тяговооруженность
Операции "Мир Галилее" (1982), "Буря в пустыне" (1991), эфиопо-эритрейская война (1999-2000)

Поколение 4+ (Су-30МКИ, Су-35, МиГ-29СМТ, МиГ-35, Rafale, Typhoon, F-18E/F, F-16E/F)
Сверхманевренность, радары с пассивной щелевой или фазированной решеткой, сниженная стоимость эксплуатации, многофункциональность, "стеклянная" кабина
Агрессия против Югославии (1999), вторая иракская война (2003)
 
Пятое поколение (F-22, F-35, T-50):
Малая заметность в различных физических полях, крейсерский сверхзвук, высокоинтегрированные системы управления самолетом и оружием, истребитель-элемент "системы систем", радар с активной решеткой

quaker

  • Прапорщик
  • *
  • Сообщений: 1451
  • Благодарностей: 64
    • E-mail
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #1 : 19 Февраль 2009, 06:36:39 »
из машинок пятого поколения пока что существует только раптор, остальные - всего лишь образцы
тем не менее, тот же F-22 Raptor, который разрабатывали около 15 лет, сегодня все без исключения специалисты считают самым мощным боевым самолетом в мире
именно раптор смог показать, что стелсы не обязательно должны быть "летающими утюгами" и могут достигать скорости и маневренности, которые другим самолетам только снятся
Aviation Week утверждает, что раптор проектировался с учетом выживания самолета после попадания в него снарядов из российских 30-мм авиационных пушек
не помню где (вроде на майл.ру) видел статью, в которой говорилось что один раптор способен противостоять 30-ти истребителям 4-го поколения, таким как су-27 или 3-ем истребителям поколения 4+ (су29 и их модификации)

в общем, мне бы такую машинку, я бы полетал над нашей ВР  ;)
- каждый год, 31-го декабря мы с друзьями оказываемся в бане...
- наверное на том форуме очень злой модератор?
$ для вебмастера. Много $ для вебмастера

alex

  • Глобальный модератор
  • Лейтенант
  • *****
  • Сообщений: 2689
  • Благодарностей: 192
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #2 : 23 Февраль 2009, 06:12:54 »
наши товарищи извратнулись и кажется Су-35 запихнули в поколение 4++... нескоро мы сделаем 5го поколения...

quaker

  • Прапорщик
  • *
  • Сообщений: 1451
  • Благодарностей: 64
    • E-mail
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #3 : 24 Февраль 2009, 04:42:36 »
через год-другой появится 4+++
- каждый год, 31-го декабря мы с друзьями оказываемся в бане...
- наверное на том форуме очень злой модератор?
$ для вебмастера. Много $ для вебмастера

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 69483
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #4 : 24 Февраль 2009, 10:03:02 »
видел статью, в которой говорилось что один раптор способен противостоять 30-ти истребителям 4-го поколения
Сильно сказано, особенно с учетом того, что поршневым истребителям Второй мировой удавалось сбивать реактивные самолеты "первого поколения", хотя их шансы были очень невелики.

По большому счету, если интегрировать истребитель 4+ в "систему систем", то его шансы при встрече с истребителем 5-го поколения будут сопоставимы. Индусы вон модернизировали свои древние МиГ-21, и сейчас они дадут фору немодернизированным МиГ-29 ранних выпусков.

quaker

  • Прапорщик
  • *
  • Сообщений: 1451
  • Благодарностей: 64
    • E-mail
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #5 : 27 Февраль 2009, 01:03:18 »
очевидно вы довольно посредственно представляете себе возможности современного истребителя

система слежения и управления рапторов по меркам других машин "читерская"
благодаря аваксам, спутникам, наземным станциям и т.д. раптор способен видеть, отслеживать и поражать цели за пределами горизонта
дальность полета современных ракет превышает дальность видимости радаров, но именно по причине того что Земля круглая не было возможности поразить загоризонтную цель
пилоту раптора не составит труда уничтожить десяток-другой самолетов, которые находятся в другом полушарии

зы
не знаю как там с истребителями второй мировой, возможно кому-то и удалось случайно сбить опытный образец - будь такие случаи массовыми, о них бы давно раструбела бы тогдашняя пропаганда
просто попытайтесь представить, если против немцев в 1943-м закинуть один древний по нынешним меркам миг21 - скольких он будет стоить в бою?
ззы
если хотите, поищите в новостях майл.ру - утверждение о приравнивании одного самолета к тридцати видел там
- каждый год, 31-го декабря мы с друзьями оказываемся в бане...
- наверное на том форуме очень злой модератор?
$ для вебмастера. Много $ для вебмастера

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 69483
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #6 : 27 Февраль 2009, 10:51:52 »
Я довольно хорошо представляю возможности современных истребителей. А сказать хотел, что все, упомянутое вами, относится по большей части к начинке, а не планеру. "Выдернем" ваш Раптор из Системы, и ценность его будет не больше, чем у саддамовских МиГ-29 во время "бури в стакане".

P.S. Me-262 сложно было назвать опытным (все-таки построено больше 1200 машин), еще сложнее - МиГ-15 и F-86. Все эти самолеты сбивались поршневыми истребителями во время Второй мировой и Корейской войн. Конечно, это считалось большой удачей, но случаи были не единичными.

alex

  • Глобальный модератор
  • Лейтенант
  • *****
  • Сообщений: 2689
  • Благодарностей: 192
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #7 : 27 Февраль 2009, 23:20:17 »
не знаю, но как авиационный инженер, ничего суперского в рапторах не вижу... да начинка супер, но в реальных условиях, 30 самолетов 4го поколения это гораздо внушительней одного самолета 5го поколения, дело в том что в этих поколениях надо учитывать, что разница между первым и вторым поколением, гораздо большая, чем между четвертым и пятым... пятое поколение отличается только интегрированностью в общую систему и параметростью скрытности, а по параметрам, тяговооруженности, скорости, маневренности и т.д. это такое же поколение 4 или 4+, 4++...:)

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 69483
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #8 : 28 Февраль 2009, 02:09:01 »
Хотел бы обратить внимание на такой аспект. Теоретические построения - это хорошо, но критерием истины все же является практика. В годы "холодной войны" и США, и СССР имели возможность опробовать свою технику в реальных боевых условиях. Сегодня США остались в одиночестве (Россия в лучшем случае доводит до ума разработки 70-80-х годов). Т.е. проверить на практике действенность всех этих новаций представляется затруднительным, т.к. практически любая поставленная сегодня задача может быть легко выполнена самолетами 4-го поколения (F-15/F-16). Очевидно, что и F-117, и F-35 с ней тоже справятся.

Т.е. я не исключаю такой возможности, что лет через 10-15 усилиями того же Китая (или все-таки России) появится адекватный ответ, который поставит жирную точку на том же "Рапторе". И придется лихорадочно искать ему замену. В качестве некой фантазии: синхронно уничтожатся военные навигационные спутники США, на высотах 80-100 км над базами дислокации "Рапторов" подрываются ядерные заряды, "заточенные" под генерацию ЭМИ. И что станет со всей этой навороченной электроникой? Они же в воздух подняться не смогут. А спутники тот же Китай сбивать уже научился. Ну это я так - в плане мыслей вслух.

quaker

  • Прапорщик
  • *
  • Сообщений: 1451
  • Благодарностей: 64
    • E-mail
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #9 : 07 Март 2009, 06:25:51 »
а я не исключаю такой возможности, что лет через 10-15 рапторы станут устаревшей техникой, появится 6 поколение/5++ поколение/летающие тарелки (нужное подчеркнуть).
В качестве некой фантазии они должны нормально себя чувствовать за пределами атмосферы (разработки ведутся уже сегодня)
а вот Россия в качестве адекватного ответа выпустит какой-либо СУ-57 в единственном экземпляре и скажет что это 4+++++ поколение
Китай сегодня не может составить конкуренцию даже российским ВВС, а сбивание пентагоновских спутников пока что является фантастикой (или мечтой/надеждой)
речь идет именно о военных спутниках, каждый из которых оснащен своей мини-СОИ а не хотбёрдах-сириусах и прочих амосах
- каждый год, 31-го декабря мы с друзьями оказываемся в бане...
- наверное на том форуме очень злой модератор?
$ для вебмастера. Много $ для вебмастера

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 69483
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #10 : 07 Март 2009, 08:34:52 »
военных спутниках, каждый из которых оснащен своей мини-СОИ
И как "мини-СОИ" отдельно взятого спутника выглядит на практике: боевые лазеры, противоракеты? Сдается мне, что это чистая фантазия  :) Тем более, как говорится, есть "способ проще" - бесконтактное воздействие на спутник сверхмощным СВЧ-импульсом. После чего он превращается в "ведро с болтами". Этим занимались еще во времена СССР...

Что же касается "Раптора", то я не вижу пока достойной сферы его применения. "Игрушка" сильно дорогая, а "рабочие лошадки" из-за интенсивной эксплуатации последних лет требуют замены здесь и сейчас
Денег на все, видимо, просто не хватит...

quaker

  • Прапорщик
  • *
  • Сообщений: 1451
  • Благодарностей: 64
    • E-mail
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #11 : 08 Март 2009, 06:30:23 »
чтобы не быть голословным, можно пример сбитого военного спутника?

а видеть или не видеть сферу применения... кое-кто в начале прошлого века не видел сферу применения для танков, и что в итоге?
- каждый год, 31-го декабря мы с друзьями оказываемся в бане...
- наверное на том форуме очень злой модератор?
$ для вебмастера. Много $ для вебмастера

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 69483
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #12 : 08 Март 2009, 08:45:37 »
Тогда можно встречный пример - неудачной попытки сбить военный спутник  :)

Все-таки "танк" - очень широкое понятие. Кое-кто, из тех, кто видел его перспективы, например, продвигали перед ВМВ чисто абстрактные концепции колесно-гусеничных, плавающих, крейсерских и прочих танков. Все это было хорошо в теории, неплохо в серийных образцах, но оказалось совершенно ненужным в реальных боевых условиях. "Раптор" также является "теоретическим продуктом". Да, он хорош по первому, второму, третьему критериям, но в реальном бою будущего может оказаться фатально плох по четвертому. Собственно это я и хотел сказать.

alex

  • Глобальный модератор
  • Лейтенант
  • *****
  • Сообщений: 2689
  • Благодарностей: 192
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #13 : 08 Март 2009, 23:35:00 »
на рапторе обкатали многие технологии, это лучший истребитель на данный момент, вопрос только в том что стоит очень дорого, поэтому он и идет ограниченной серией, возможно этим и закончится... :)

SergeR

  • Генералиссимус
  • *
  • Сообщений: 69483
  • Благодарностей: 283
  • Doctor Mirabilis. Felix et Beatus
Re: Что такое "поколения" истребителей
« Ответ #14 : 09 Март 2009, 02:43:48 »
Есть некие аналогии с проектом F-117, не так ли? Тоже очень дорогая штука, тоже счет идет на десятки/сотни, но не тысячи машин. А реальную боевую работу выполняют машины 70-80-х.