Созданием Пе-2 советские конструкторы намеревались совместить "в одном лице" функции таких немецких пикировщиков, как Ju.87 и Ju.88, что оказалось задачей невыполнимой. На Пе-2 избегали начинать пикирование с высот менее 3000 метров. Но, как известно, пасмурная погода в Европейской части Советского Союза, а равно и в Восточной и Центральной Европе, когда нижняя кромка облачности опускается до значительно меньших высот, занимала доминирующее положение в течение года и фактически превращала советский пикировщик в обычный горизонтальный бомбардировщик. Таким образом, из-за вынужденной по конструктивным особенностям большой высоты сброса бомб "пешка" не способна была выполнять функции самолёта "поля боя".
Да и на роль "оперативного" бомбардировщика (подобного Ju.88, в ходе войны не раз осуществлявшим рейды глубоко в тыл противника) Пе-2 не годился. Без бомбовой нагрузки и с полной заправкой топливом он имел дальность полёта до 1200 км, но если говорить о его боевом радиусе действия со "штатными" 600 кг бомб на внутренней подвеске, то таковой не превышал 300 км, а если плюс к этому задействовались ещё 400 кг бомб на внешней подвеске, то более чем на 250 км боевой вылет не планировали.